Во многих зданиях и сооружениях используются различные виды пассажирских и грузовых лифтов. Данные механизмы особенно актуальны при большом количестве этажей и необходимости частых перевозок людей и грузов. Среди них довольно часто используется электрическая схема малого грузового лифта, который приводится в действие односкоростным асинхронным двигателем, а кнопочное управление расположено снаружи.
Технические характеристики
Типовая электрическая схема отображает малый грузовой лифт, грузоподъемность которого составляет до 100 кг, а количество остановок – от 3 до 12. Движение лифтовой кабины осуществляется со скоростью 0,5 м/с. В подъемном механизме имеется канатно-ведущий шкив, а расположение машинного помещения определено в нижней части сооружения.
В качестве примера рекомендуется рассматривать электрическую схему с тремя остановками. Для приведения лифта в движение используется короткозамкнутый асинхронный двигатель. Подключение питания к двигателю и тормозному электромагниту осуществляется через главный рубильник и автоматический выключатель, установленный для максимальной токовой защиты электрооборудования. Питание цепей управления происходит с помощью переменного тока напряжением 220 вольт, а для цепей сигнализации и освещения кабины используется переменный ток 24 В, выдаваемый понижающим трансформатором. Приведение лифта в действие выполняется с помощью контакторного управления электроприводом. Вся защитная аппаратура и элементы управления смонтированы в едином блоке.
Управление лифтом происходит с первого этажа, который используется как основной загрузочный. В этом месте производится установка кнопочной панели, где расположены кнопки приказа и кнопка СТОП. Схемой предусмотрено наличие на каждом этаже сигнального вызова кабины, и световой сигнализации о ее местоположении.
Для того чтобы исключить подъем и спуск кабины за границы установленных пределов, создается специальная защита с использованием конечного выключателя, смонтированного на кабине. В самой шахте устанавливаются специальные отводки, воздействующие на выключатель. Когда срабатывают ловители кабины, происходит аварийная остановка лифта за счет действия контакта ловителя. Блокировочные дверные контакты позволяют контролировать закрытие шахтных дверей.
Система управления лифта
В машинном помещении расположен специальный выключатель, с помощью которого отключается вся система управления. Перед началом работы лифта он включается вместе с рубильниками и автоматом. Движение кабины начинается, если нажата хотя бы одна кнопка приказа. При этом, контакты концевого выключателя и блокировочные контакты дверей шахты находятся в замкнутом положении. В таком же положении находятся контакты ловителя и кнопки СТОП.
Выбор направления движения и остановка кабины на заданном этаже выполняется с помощью этажных переключателей, которые устанавливаются в шахте на каждом этаже. На кабине закрепляется отводка, воздействующая на переключатели того или иного этажа. У каждого переключателя имеется четыре контакта, все действия которых зависит от того, в каком положении находится рычаг выключателя. В свою очередь положение рычага определяется местом расположения кабины по отношению к данному выключателю.
Если кабина находится на уровне этажа, то у этажного выключателя рычаг принимает среднее или нулевое положении, контакты 1 и 2 находятся в разомкнутом, а контакты 3 и 4 – замкнутом состоянии. Когда кабина опускается ниже любого этажа, рычаг переключателя на данном этаже будет находиться в правом положении, контакты 2 и 3 – замкнуты, контакты 1 и 4 – разомкнуты. Если кабина поднимается выше какого-либо этажа, контакты 1 и 4 принимают замкнутое положение, а контакты 2 и 3 – разомкнутое.
Для того чтобы отправить кабину на верхний этаж, нажимается кнопка приказа, после чего включается этажное реле (например, на 3 этаже). Два контакта замыкаются и приводят к включению реверсирующего контактора. В результате нажатия на кнопку приказа, по времени наступает последовательное включение этажного реле и реверсирующего контактора. Питание поступает к приводному электродвигателю и тормозному электромагниту, что приводит к растормаживанию лебедки и подъему кабины. Когда замыкается второй замыкающий блок-контакт, включается промежуточное реле, у которого срабатывает размыкающий контакт в цепях катушек реле 1-го, 2-го и 3-го этажа.
Таким образом исключается регистрация и отдача второго приказа во время случайного нажатия на какую-либо кнопку приказа. Если кабина уже приближается к 3-му этажу, отводка кабины переводит рычаг этажного переключателя из правого положения в нулевое среднее положение. При этом контакт и контактор полностью отключаются. Также происходит полное отключение двигателя и тормозного магнита от сети, в связи с чем кабина делает остановку на отметке 3-го этажа. Для того чтобы спустить кабину обратно на первый этаж, нажимается кнопка приказа, под действием которой включается реле 1-го этажа. Контакт этажного переключателя находится в замкнутом положении, после чего в действие вступает контактор направления движения ВНИЗ.
Кабина прибывает на требуемый этаж после нажатия соответствующей кнопки вызова. Одновременно срабатывает звуковой сигнал а сигнальный блинкер выбивает номер этажа, откуда поступил вызов. Звуковая и световая сигнализация располагается рядом с управлением лифтом.
Управление малыми грузовыми лифтами
В схеме управления малого грузового лифта предусмотрены различные виды сигнализаций. С их помощью выполняется контроль над положением кабины, состоянием шахтных дверей и общей работой лифта. В качестве световых сигналов используется лампа ЗАНЯТО, а также освещение кабины лифта во время работы и при открытых шахтных дверях.
Сигнальные лампы, контролирующие положение кабины, располагаются в световом табло, установленном на 1-м этаже. Они приводятся в действие с помощью контактов выключателя на том этаже, где находится кабина лифта. При размыкании контактов, сигнальная лампа тоже выключается. Для своевременного включения освещения кабины и лампы ЗАНЯТО используется промежуточное реле и блокировочные выключатели. В результате, свет будет включен, если открыта хотя-бы одна из створок шахтных дверей.
К выходу напряжения на 24 вольта выполняется подключение двух штепсельных розеток, обеспечивающих включение пониженного ремонтного напряжения. Одна из них предназначена для машинного помещения, а другая – для кабины. Схемой предусмотрена аварийная остановка лифта в случае поднятия или спуска кабины выше или ниже установленного уровня. Для этого используется специальный концевой выключатель, а также ловитель у которого срабатывает контакт. Аварийные отключения выполняются также при коротком замыкании в силовых цепях привода или перегрузке двигателя, при открытии хотя бы одной шахтной двери.
Если требуется исправить уже зарегистрированный приказ или при возникновении другой аналогичной ситуации, остановка лифта осуществляется с помощью кнопки СТОП, расположенной на панели лифтера. Отключение неработающего лифта выполняется с помощью автомата и главного рубильника.
Кабины 0,5 м/с
Краткая характеристика системы управления лифтом.Система управления данным лифтом (рис.7) одиночная наружная, с сигнальным вызовом кабины с загрузочных площадок.
Для управления электроприводом лифта применяется контак-торное НКУ типа ЯОК5401.
Управление лифтом осуществляют при помощи кнопочных постов управления.
Если лифтом управляют с одной остановки, применяется кнопочный пост типа ПКЛ41УЗ с кнопками «Вверх» или «Вниз», «Звонок», «Стоп» и сигнальной лампой «Занято». При управлении лифтом с двух остановок применяется кнопочный пост типа ПКЛ31УЗ с кнопками «Вверх» или «Вниз», «Звонок», «Стоп» и сигнальной лампой «Занято». Кнопки постов управления выполнены с самовозвратом. На загрузочной площадке, не оборудованной постом управления, устанавливают вызывной аппарат с кнопкой Кн, которая имеет один замыкающий контакт с самовозвратом. На время удержания ее включается звонок ЗвВ.
Кабина выполнена с неподвижным полом, без контроля загрузки. Закрывание дверей кабины или устройства, обеспечивающего невозможность перемещения груза за габаритные размеры пола кабины, выключателем не контролируется.
Двери шахты открываются и закрываются вручную. Притвор створок двери контролируется выключателем ДШ, а их запирание автоматическим (ригельным) замком не контролируется.
Узел определения местонахождения кабины и подачи сигнала на ее точную остановку на верхней или нижней загрузочной площадке выполнен на основе этажных переключателей 1ЭП и 2ЭП, установленных в шахте. На кабине размещена отводка, воздействующая на ролик рычага этажного переключателя при входе кабины в зону точной остановки загрузочной площадки. Положения рычага переключателя ЭП представлены в таблице.
Контакт | Положение рычага |
Применение. + — контакт замкнут; — – контакт разомкнут; левое – после прохождения кабины вверх; правое — после прохождения кабины вниз; 0 — в момент воздействия на ЭП отводки кабины.
В случае перехода кабиной уровня точной остановки загрузочной площадки срабатывает конечный выключатель ВК, отключая цепь управления лифтом. В схеме лифта имеются контакторы направления движения вверх и вниз (соответственно KB и КН), которые управляют электродвигателем М1.
Дата добавления: 2018-08-31 ; просмотров: 816 ;
Выявление неисправностей в электрических схемах лифтов я причин, вызвавших эти неисправности, возможно только при условии четкого знания электросхем и свободного чтения их.
В электрических схемах лифтов различают следующие основные цепи: силовые, управляющие непосредственно электроприводом, и цепи управления, включающие электроаппараты.
В настоящей книге приведены принципиальные электрические схемы управления пассажирскими лифтами наиболее распространенных типов.
При описании электрических схем приняты следующие допущения:
опускаются отдельные участки цепей в тех случаях, если они уже рассматривались;
в обозначениях н. з. (нормально закрытый) или н. о (нормально открытый) слово контакт опускают;
при срабатывании (включении) реле или контактора замыкаются их и.о. контакты и размыкаются н. з. При отпускании якоря реле или контактора (выключении), наоборот, размыкаются н. о. и замыкаются н. з. контакты;
реле времени при отключении катушки от источника питания отпускают свой якорь, предварительно отработав выдержку времени. Н. з. контакты таких реле замыкаются, а н. о. размыкаются по истечении установленной выдержки времени. Выдержка времени может регулироваться в заданных пределах;
реле, катушки которых шунтированы последовательно соединенными сопротивлением и емкостью, отпускают свой якорь при отключении катушки от источника питания после отработки выдержки времени. Выдержка времени зависит от параметров шунтирующей цепи, катушки реле и регулировке не подлежит;
для кнопок с удерживающими электромагнитами в описании под выражением «Кнопка залипает» следует понимать «Кнопка удерживается во включенном положении»;
попутными считают остановки, которые делают кабины при ее движении к ранее заданному этажу.
В табл. 2.1, 2.2 приведены буквенные и графические обозначения в электрических схемах.
Таблица 2.1
Перечень элементов электросхем, их обозначение, назначение н местонахождение
Блок-контакт замка две- ри
Контролирует запирание замка двери шахты
Конечный включатель переподъема
Выключает цепь управления при прохождении кабиной уровня точной остановки верхнего этажа свыше 150 мм
Конечный выключатель перепуска
Выключает цепь управления при прохождении кабины уровня точной остановки нижней этажной площадки свыше 150 мм
Контроль положения кабины в шахте, выбор направления и подачи импульса на замедление
Контроль положения кабины, выбор направления и подачи импульса на замедление
Выключатель цепи управления
Выключение цепи управления при работах в приямке
Контакт натяжного устройства
Отключение цепи управления при ослаблении или обрыве каната ограничителя скорости
Звонок вызова обслуживающего персонала
Вызов обслуживающего персонала
Трехфазный асинхронный электродвигатель привода дверей, с короткозамкнутым ротором
Для привода открытия и закрьпия дверей
Датчик точной остановки
Дает импульс на остановку кабины при прохождении его на малой скорости мимо шунта расположенного в шах- те
Отключает цепь управления при срабатывании ловителей
Контакт слабины подъемных канатов
Предотвращение возможности работы лифта, если один или несколько канатов недопустимо ослабли или оборвались
Место- н а хождение
Остановка кабины из ее купе
Блокировочный контакт дверей кабины
Контроль закрытия кя- бинных дверей
Контролируют нахождение пассажира в кабине
Выключатель конечный открытия дверей
Отключение приводного двигателя прииода дверей в момент их полного открытия
Выключатель конечный закрытия дверей
Отключение двигателя привода дверей в момент их полного закрытия
Выключатель конечный реверса дверей
При защемлении пассажира дверями в момент их закрытия, отключает реле ЗД и включает реле ОД
Контакт точной остановки
Удержание во включенном состоянии контакторов В или Н, при переключении электродвигателя с большой на малую скорость и для остановки кабины иа уровне точной остановки
Контакт ограничителя грузоподъемности
Исключает остановки кабины по попутным вызовам при полной ее загрузке
Контакт ограничителя грузоподъемности
Исключает закрытие дверей и пуск лифта при перегрузке кабины
Штепсельные разъемы режимов работ
Перевод лифта g режим ревизии или нормальной работы
Кнопки двухкнопочного поста управления
Управление лифтом с крыши кабины в режиме ревизии
Регистрация приказа, закрытия дверей и пуска лифта из купе кабины
Снижение рабочего тока иа катушке электромагнита кнопки КП
Световой сигнал «Лифт перегружен»
Загорается в случае перегрузки кабины при нажатии кнопки приказа
Лампа освещения кабины
Включается при открытии двери шахты или нахождении пассажира в кабине
Лампа аварийного освещения
Обеспечивает необходимую освещенность в купе кабины при выключении лампы ОК
Кнопка вызова обслуживающего персонала
Включение электрического звонка ЗВП
Штепсельная розетка кабины
Выключатель цепи управлении
Отключение цепи управления с первого этажа
Лестничная площадка пер* вого этажа
Переключатель режима работ
Перевод лифта в погрузочный режим
Кнопка включения и отключения
Включение и отключение лифта с первого этажа
Световой указатель о местонахождении кабины
Вызов кабины и открытие дверей при нахождении кабины иа том же этаже, где нажата кнопка
Снижение рабочего тока иа катушке электромагнита кнопки КВ
Включаютси при движении кабины, при открытии двери шахты и нахождении пассажира в кабине
Световые сигналы «Вверх» и «Вниз»
Указывают направление движения кабины
Таблице 2.2
Условные графические обозначения в электрических схемах в соответствии с действующими государственными стандартами