Мебель в стиле бидермейер

Автор: | 12.03.2024

Признаки и философия стиля Бидермейер в интерьере.

Бидермейер — одно из направлений романтизма, который пришёл на смену ампиру. Некоторые даже называют его «смесь ампира с романтизмом». Достаточно быстро он потерял часть романтических воззрений и стал отражением «бюргерских», «мещанских» представлений о среде, во взглядах которых формы, характерные для ампира, трансформировались и стали более интимными, уютными и функциональными. Вместо дворцовой роскоши и вычурности столичных интерьеров выдвигалась идея простоты, практичности и уюта.

thumbs up Домострой

stil bidermejer 1 Домострой

Уют, уют и ещё раз уют. Предусмотрите появление в интерьере множества полезных мелочей — полочек, выдвижных ящичков, шкатулок для хранения бижутерии, подставок для ног, настольных ламп, торшеров и т.д и т.п

История происхождения стиля

Название Biedermeier связано с псевдонимом немецкого поэта Людвига Эйхродта (в некоторых переводах Айхродта) — «Готлиб Бидермейер», подписываясь которым, он писал эпиграммы и стихотворения.

Возникновение и становление стиля Бидермейер исследователями связывается с Австрией и Германией и датируется примерно 1815-1848 годами. Как часто бывает, стиль бидермейер возник как некоторая противоположность дворцовой пышности и величию ампира. Вместо дворцовой роскоши и вычурности столичных интерьеров выдвигалась идея простоты, практичности и уюта.

Бидермейер — первый стиль, который в определённой мере идеализирует образ жизни простого человека, лишённого желания величия и всеобщего внимания к собственной персоне, и выражает образ жизни типичного бюргера — сентиментальность, чистоплотность, функциональность быта и умеренность во внешних проявлениях, камерность, поэтизация мира вещей, уюта домашнего интерьера.

Недавно Квартблог выпустил небольшой гид по стилям, в котором кратко описаны классические, современные и национальные стили. Вдохновившись составлением такого гида, мы решили посвятить некоторым направлениям отдельные посты, окунуться в их историю, разобрать по косточкам все детали и насытить вас интересной информацией. Сегодня предлагаем поговорить о бидермейере.

Читайте также  Некачественная установка межкомнатных дверей

История

Этот стиль родом из Австрии и Германии XIX века и, честно говоря, за звучным и даже важным словом скрывается насмешка: бидермейер в переводе – некий «бравый господин Мейер», собирательный образ мещанина, который придумал и взял себе в качестве псевдонима поэт Л. Айхродт. Сроднившись таким образом с мещанством, бидермейер ставит во главу угла практичность, удобство, прочность. Примечательно, что многие классические в дизайне интерьеров стили начали свой путь с архитектуры (классицизм, готика, барокко и пр.), а вот бидермейер изначально появился как тип интерьерного убранства. Унаследовав некоторые черты ампира (принципы построения и лаконизм), бидермейер совершенно проигнорировал такие его качества, как холодность, помпезность и роскошь. К тому же, в первые годы XIX века у людей попросту не было финансовых возможностей на шикарную обстановку, зато дешевая, функциональная, комфортабельная английская мебель вполне отвечала потребностям среднестатистических буржуа.

RackMultipart20151107 20037 148loil Домострой

Итак, каковы же основные особенности стиля бидермейер?

Содержание:

Пространство

Перво-наперво, это просторное, светлое помещение. Очень многое делается для поддержания этого ощущения света: цвет стен, невесомые муслиновые занавески, сводчатые потолки, окна, расположенные в глубоких проемах. Уют привносят теплые коричневые тона мебели (далее мы увидим, насколько бидермейер предан дереву), гравюры и акварели на стенах, множество трогательных и очаровательных сувениров и безделушек (вышивки, музыкальные шкатулки, часы, статуэтки, коллекции фарфора). Именно в эти годы возникло понятие «чистая комната», то есть комната, обставленная с особой любовью и трепетом, в подражание аристократическим салонам, где принимали гостей.

RackMultipart20151107 20037 we7hdj Домострой

Бидермейер: Отделка

Стены обязательно должны быть однотонными, неважно, используется при этом штукатурка, краска или бумажные обои, главное – никаких вольностей в виде орнамента или рисунка. Даже если стены драпировались тканью, однотонность все равно была выдержана. Цветовая палитра достаточно демократична: желтый, голубой, розовый, бежевый цвета и их теплые оттенки. Напольное покрытие – конечно же, паркет.

RackMultipart20151107 20037 w2v0kz Домострой RackMultipart20151107 20037 1n3oihn Домострой RackMultipart20151107 20037 gkfn1q Домострой

Мебель

Мебель в стиле бидермейер, непременно, обладает изогнутыми формами (изгибаются и спинки стульев, и локотники кресел, и ножки стола) и выполнена безукоризненно с точки зрения столярного мастерства (дерево при этом брали светлых пород: грушу, клен, вишню, берёзу, орех, ясень). Именно поэтому максимум, что делали с мебелью после того как она появлялась на свет – покрывали лаком, цветным или прозрачным. Обивка, конечно, допустима, но с условием: она должна крепится к мебели с помощью гвоздей с большими декоративными шляпками (белыми фарфоровыми, если точно). Что касается узора, то это может быть полоска или скромный цветочный орнамент.

RackMultipart20151107 20037 bwazee Домострой RackMultipart20151107 20037 5e9h93 Домострой

В эпоху бидермейера в лучах славы купались такие многофункциональные предметы мебели, как раздвижные столы и столы с откидными столешницами, складные стулья, секретеры со множеством выдвижных ящичков, раскладывающиеся диваны. Трудно было представить обстановку и без шкафа-витрины (классика жанра – однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью ящичками, в том числе потайными), угловых шкафчиков, комодов, этажерок, трюмо, рабочих столиков (читальные столы, курительные, рабочие, карточные).

RackMultipart20151107 20037 Домострой RackMultipart20151107 20037 1doo4v9 Домострой RackMultipart20151107 20037 Домострой RackMultipart20151107 20037 moytgi Домострой

Присмотревшись, можно обнаружить на мебели влияние ампира: резной декор в виде лебедей, грифонов, гирлянд, лавровых венков, розеток. Их обычно золотили или покрывали черным лаком. Именно в бидермейере широко применялась фанеровка светлыми породами дерева и вставки в виде дерева разных пород.

Текстиль

Согласитесь, ни о каком уюте не могло бы идти и речи, если бы комнату заполняла исключительно деревянная (пусть и такая роскошная, пусть и с обивкой) мебель. Поэтому крайне важно «укрыть» комнату: ковры с высоким ворсом, покрывала, балдахины, легкие занавески в обрамлении тяжелых штор с кистями, подушки и пледы на диванах и креслах, кружевные салфетки и скатерти с вышивкой. Здесь уже можно дать волю фантазии и выбрать менее строгие принты: цветы, фрукты, растения. Позволительно даже сочетать различные фактуры: матовые и блестящие ткани, бархат и атлас.

RackMultipart20151107 20037 17p5mic Домострой RackMultipart20151107 20037 3dcfbh Домострой RackMultipart20151107 20037 8couua Домострой

Посмотреть на стиль бидермейер в органичном обрамлении, то есть на родине, можно, к примеру, в замке Хоэншвангау (Германия), также вы обнаружите его в одном из замков Цесисского комплекса (Латвия) и в Национальном музее Финляндии.

RackMultipart20151107 20037 1l84qou Домострой RackMultipart20151108 20037 Домострой RackMultipart20151108 20037 y4kt5n Домострой

Впрочем, чтобы полюбоваться бидермейером необязательно отправляться в путешествие, можно посмотреть картины художников, и наших отечественных в том числе. Да-да, до России этот стиль тоже добрался, аккурат в пушкинскую пору.

Бидермейер был последним оригинальным, самобытным стилем Англии, который логически вытек из развития мебельного искусства XIX века. Далее начнется период историзма и эклектизма, бессистемное подражание традициям предшествующих стилей. Если внимательно посмотреть даже на ампир и бидермейер, их тоже можно отнести к эклектике, поскольку они отражали черты искусственно возрожденных более ранних стилей. Господство бидермейера берет свое начало с середины 1810 гг и продолжается аж до 1848 года. Бидермейер был стилем, совмещавшим в себе одновременно и скромную приземленность, а легкую сентиментальность. Этот стиль получил свое название уже позднее. Поэт Эйрордт в насмешку назвал его "Бидермейер", что расшифровывается как "Весельчак господин Мейер", это символизировало мещанство. После полного поражения Наполеона в 1815 году мебельщики пересматривают традиции, ориентируясь на желание буржуазии вести размеренную, спокойную и упорядоченную жизнь. Бидермейер был лаконичным и правильно построенным, это осталось от ампира. Но, в отличие от последнего, бидермейер был интерьерным стилем, никак не архитектурным. Бидермейер отвечал всем запросам буржуазного класса. Вся бидермейерная мебель была практичной. Чем более прочной, доброкачественной, удобной была мебель, тем более полезной она считалась. В эпоху бидермейера буржуазные традиции в мебели проникают даже во дворцы к правителям и аристократии. В первой трети XIX века на формирование стиля бидермейер оказали влияние не только слабеющий классицизм и укрепляющийся английский рационализм, но и зарождающийся в это время романтизм. Эксперты усматривают в бидермейере отдаленные черты ампира, но бидермейер нельзя назвать простым производным от ампира. Существует мнение, что именно демократическая линия ампира, не развитая в нем полностью, обрела свой расцвет в бидермейере. Английская мебель того периода была качественной, целесообразной и недорогой. Постепенно она начинает проникать во Францию, где, наряду с ампирными традициями, начинают культивироваться традиции английской мебели времени Регентства и правления Георга IV. По своей сущности бидермейер был стилем мебели буржуазии, поэтому холодный пафос и надменное богатство не возымели в нем отклика. Он четко указывает на потребности в культуре буржуазного класса начала XIX века. Это поучительный стиль. На его примере можно понять, как в определенную эпоху проблема жилого пространства качественно решается сравнительно скудными средствами, как интерпретируются традиции старого времени в соответствии с новыми вкусами и потребностями населения. Мебель бидермейера уже приближена к современной, лишенная ненужного декора и архитектурных форм. Вся мебель этой эпохи отвечала своим главным критериям: безупречности столярной работы и удобству форм. Интерьеры жилых помещений стиля бидермейер выглядят целостно. Стены светлых и просторных помещений разделяются выдержанными в архитектурных традициях членениями на ровные и спокойные поля. Обычно в одном из углов помещения в нише находится аккуратная белая печь. Декорирование интерьеров упрощается. Романтизм делает интерьер более интимным. Бидермейерная комната — своеобразный образчик уютного веселого жилья. Потолки в комнатах обычно сводчатой формы, проемы окон глубокие, а стены оклеиваются белоснежными или с цветочным/полосатым рисунком в светлых тонах обоями.
Мебель была простой по формам, но весьма ярко обита, интерьер так же дополняли яркие занавески и мелкие детали интерьера. В эпоху бидермейера возникло понятие "чистая комната", символизирующее бережливость представителей буржуазии. Такие комнаты обычно обставлялись с особой заботой и предназначались для приема гостей, это были "показательные" интерьеры по своей сути.
По качеству, практичности и удобству мебель бидермейера вряд ли уступала своим предшественникам. В качестве выразительных средств по-прежнему используются печи-обелиски, опоры в форме лиры. В жилых помещениях хранится бесчисленное множество сентиментальных и романтичных сувенирчиков. Облик и убранство комнат дышало романтикой.
Холодность и величавость классики постепенно вытесняется естественностью. Мастера бидермейера так же, как и их предшественники, находили конструирование многофункциональной мебели увлекательным занятием. Конструируется много разновидностей раздвижных столов, столов с откидными, выдвижными столешницами, стульев, столов-трансформеров, которые могли легко превращаться в лестницу для библиотеки. Секретеров и столов с множеством потайных ящичков. Бидермейерная мебель — друг человека, а не предмет декора интерьера или роскошь.
Мастера этой эпохи обширно использовали технику фанеровки. Лицевые поверхности мебели, дверцы, наличники покрывались с одной стороны тонкими (2-4мм) слоями фанеры, выстроганными вручную. Такую работу в наши дни сложно представить, поскольку мебель, быстро начинает коробиться. Мастера бидермейера же использовали настолько качественную фанеру, что даже при односторонней фанеровке, предметы сохраняли свой первозданный вид на многие десятилетия.
Бидермейер положил начало производству чисто столярной мебели, в которой использовалась только красота дерева. Используются в основном светлые породы дерева: тополь, черешня, клен, груша, ясень. Именно красота форм вместе с безупречной столярной работой, подчеркнутые благородством материалов создает особый шарм бидермейера.
Шкафы и комоды имеют все ту же популярность в эпоху бидермейера, что и раньше. Формы мебели просты, линии плавны, поверхности предметов практически лишены декора, дверцы и боковые стенки обычно не членятся, иногда применяется рамочная отделка. Но и рамки в таких случаях выполнялись весьма условно, рейки рамок непрофилированные, обычно вида трапеции в сечении. Архитектурный подход к оформлению мебели выживался, но не слишком быстро, и бидермейерная мебель все еще носила на себе их отпечаток. Пилястры, колонны, массивные (хоть уже и не очень) опоры, схематично выполненные карнизы все еще продолжают встречаться в мебели стиля бидермейер.
Мебель для сидения в эту эпоху разнится по своим направлениям. Кресла и стулья, производимые во времена бидермейера, были в одних случаях удобными, легкими и элегантными, а в других — отражающими дух мещанства и его представление об уюте. Ножки, были слегка изогнуты, как и спинки, плетеные и по большей части ажурные. Сидения были мягкими или плетеными. Мебель для сидения так же, как и все другие предметы интерьера, отражала заботу о тех, кто будет использовать ее.
У стиля бидермейер и в настоящее время есть много почитателей. Поскольку предметы этого стиля были произведены не так и давно, многие из них дошли до нас в хорошем состоянии. Его возникновение было обусловлено усталостью от лоска. И он прочно занял свою нишу в сердцах людей.

+7-911-137-72-46
+7-950-222-52-82
+7-921-958-31-11
pmolchanov@inbox.ru
КОНТАКТЫ

Интерьеры

Статьи

История мебели – одна из важнейших частей мировой истории. Данная информация – введение к циклу статей под названием «Стили мебели».

Эта статья расскажет Вам о романском стиле в истории мебели. С чего он начался, его основные характерные особенности, а так же, чем он был обусловлен.

Готический стиль стал идейным началом многих стилей, появившихся впоследствии.

Стилевые особенности готического стиля в мебели.

Ренессанс зародился в Италии XIV века, и расцвет его пришелся на XV и XVI века.

Стиль барокко в архитектуре и мебели берет свое начало в конце XVI века в Италии.

Законодательницей мебельной моды становится Венеция.

Французские королевские стили.

или эту эпоху еще называют зрелым барокко.

Переходный этап от традиционного барокко к рококо.

Логическое завершение стиля барокко.

или еще его называют стилем Томаса Чиппендейла.

Классицизм. Во Франции этот стиль именовался стилем Людовика XVI.

Стили Хэплуайта, Шератона и братьев Адамов.

Ампир – от французского «empire» — Империя.

Можно выделить несколько этапов формирования американской колониальной мебели.

Господство бидермейера берет свое начало с середины 1810 гг и продолжается.

Стиль Второй империи (второй ампир) 1852-1870 Франция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *