Краски для росписи фарфора

Автор: | 12.03.2024

Краски используют для росписи по обожженной глазурованной поверхности. Среды: вода, вода с сахарным сиропом, живичный скипидар, скипидарные масла или специальные составы, например, S-5166 (80 840). Для контакта с пищей используйте только стойкие краски.

Цены на все надглазурные краски. (Много информации: время загрузки 5-10 секунд)

p1323 Домострой

Ластик двусторонний, S-4433

Двусторонний ластик-кисть из упругой резины для нанесения контр-линий при надглазурной росписи.

В работе с керамическими материалами самым сложным является роспись фарфоровых изделий.

Роспись изделий подразделяется на три основных вида:

  1. Подглазурная роспись.
  2. Внутриглазурная роспись (или межглазурная).
  3. Надглазурная роспись.

Соответственно и краски подразделяются на те же типы. Обжиг красок, который необходим для сохранения рисунка на поверхности фарфорового изделия, происходит под разными температурными режимами и условиями. В связи с этим краски имеют разный состав.

В данной статье хотелось бы рассмотреть особенности надглазурных и внутриглазурных красок и сложности их нанесения.

news 170118 6 Домострой

Состав красок для росписи фарфора

Фарфоровые краски состоят из:

  1. Окрашивающих компонентов (пигментов).
  2. Стеклообразующих компонентов (флюсов).
  3. Оттеночных компонентов.

Основная сложность изготовления керамических красок – это получение пигментов, мало растворяющихся в глазурном расплаве и не теряющих своего цвета при высокой температуре обжига.

Пигмент – это краситель в виде порошка, получаемый при помощи окисления различных типов металлов. Однако в чистом виде пигменты не используются для окрашивания фарфоровых изделий, поскольку они не выдерживают обжиг на больших температурах. Поэтому к пигментам добавляются флюсы.

Флюсы – это бесцветные легкоплавкие оксиды (например, оксиды кремния, калия, натрия, бора) также в состоянии порошка. Флюс выполняет роль связующего вещества, который расплавляется в печи во время обжига, соединяется с глазурью и придает краске глянец. Смешивание флюсов с пигментами позволяет получать при нагреве цветные расплавы, практически аналоги цветного прозрачного стекла или непрозрачной смальты.

В качестве оттеночных компонентов используются прокалённый кварц, обожжённый каолин, фарфоровый бой и некоторые оксиды (кремнезем, глинозем).

Яркость красок на посуде и фигурках прошлых лет объясняется тем, что в краски добавлялся свинец и некоторые другие тяжелые металлы. Сейчас содержание вредных металлов в красках чётко регулируется допустимыми нормами. Мануфактура Майсен НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ тяжелые металлы для создания своей палитры красок для росписи фарфора. В её лабораториях разрабатываются специальные рецепты, секрет которых хранится в строжайшей тайне. На данный момент мануфактура обладает 10 000 оттенков своих надглазурных красок. Ни одно фарфоровое производство не может похвастаться таким разнообразием.

news 170118 1 Домострой

Палитра оттенков красок. Мануфактура Meissen

Получение краски для росписи

Пигмент с флюсами растирается до тех пор, пока не превратится в однородную массу без комочков. Порошковая краска смешивается с минеральным маслом на водной основе (среди художников по фарфору его называют медиумом) до достаточно густой консистенции, и только после этого краски можно смешивать между собой для получения разных оттенков.

При нанесении краски на изделие, блеск отсутствует. Свечение и степень яркости краски проявятся только после обжига в печи при температуре приблизительно 700-900 градусов по Цельсию.

В процессе обжига изделия с нанесённой надглазурной росписью в муфельной печи (по этой причине надглазурные краски называют иногда муфельными) минеральное масло сгорает, флюс расплавляется, а красящий пигмент частично вплавляется в глазурь. Температура обжига надглазурных красок не такая высокая, как при обжиге подглазурных красок, поэтому и палитра красок по глазури намного больше. Нахождение изделия в печи длится от 1.5 до 3 часов. В результате получается рисунок с минимально ощутимым рельефом, поскольку краски полностью не растворяются в глазури.

news 170118 3 Домостройnews 170118 7 Домострой

Надглазурная роспись и подглазурная роспись

Внутриглазурные краски обжигаются при более высоких температурах – 1200-1350 градусов по Цельсию. Краски также наносятся поверх глазури. В результате обжига происходит полное «вплавление» краски в глазурь. Она становится её частью. При этом рисунок не расплывается, а остается чётким. Техника позволяет создавать долговечное, устойчивое к механическим воздействиям изображение.

Однако, и здесь есть свои тонкости, некоторые краски можно обжигать несколько раз, некоторые нет. Или, например, кадмиевые и безкадмиевые краски обжигаются при разной температуре, поэтому в зависимости от вида краски в росписи используют мазки разной толщины или наносят разное количество слоёв красящего вещества, либо же может быть определена соответствующая очередность нанесения красок в рисунке.

Сложности надглазурной росписи фарфора:

  1. Поверхности фарфоровых изделий гладкие и скользкие, при этом излишки краски не впитываются поверхностью, как это происходит при росписи по бумаге или холсту.
  2. Очень сложным для художником является выдержать необходимую толщину слоя краски. Если получается толстый слой, то во время обжига краска закипит, и изделие будет испорчено. Но и слишком тонкий слой опасен для результата. Во время обжига краска может дать очень бледный оттенок или вообще выгореть, стать матовым.
  3. Краски при обжиге меняют свой цвет, поэтому художник, расписывая фарфоровые предметы должен уже в процессе росписи представлять, как будут выглядеть цвета после обжига.
  4. Для получения оттенков можно пользоваться методом смешения красок. Однако не все краски смешиваются между собой. Это зависит от химического состава краски. Краски с содержанием кадмия нельзя смешивать с безкадмиевыми красками, поскольку они обжигаются под разными температурами.

news 170118 5 Домострой

Инструменты для росписи фарфора

При росписи изделий из фарфора используются кисти разной толщины. Иногда перо кисти состоит буквально из нескольких волосков. Самые качественные кисти сделаны из беличьей шерсти ручной вязки. От качества кистей зависят все виды надглазурной росписи фарфора. Но для росписи также используют и другие инструменты – перо, спонж и многое другое.

news 170118 2 Домострой

Краски из благородных металлов

Из тех красок, которые используются для росписи фарфоровых изделий особое положение закреплено за группой красок, изготовленных на основе металлов благородного происхождения. Среди них самыми распространенными являются краски с золотом. Как правило, они имеют вид жидкостей или паст. Часто используются золотые надглазурные краски, которые применяют при низкотемпературном обжиге изделий из фарфора. В последние несколько лет мануфактура Майсен разработала и особую золотую внутриглазурную краску, устойчивую к внешним воздействиям. Она, как правило, используется для росписи современных дизайнов столовой посуды.

news 170118 4 (1) Домострой

Для получения «серебряных» покрытий при декорировании фарфора используют препараты платины или палладия. Жидкое серебро применяется очень редко.

Декорирование предметов из фарфора красками из благородных металлов происходит после росписи цветной палитры и закрепления её в печи в самом заключительном этапе, поскольку такие краски обжигаются при ещё более низкой температуре около 700 градусов по Цельсию. После обжига золотой или платиновой краски препараты благородных металлов образуют на поверхности изделия металлооксидную плёнку.

Надглазурная роспись предоставляет художникам огромные возможности. В фарфоровой живописи хранится целая история, в ней отражаются все направления в развитии искусства, в ней отражаются реалии и интересы человечества той или иной эпохи, поэтому нельзя недооценивать её значение и её особенности при выборе предметов для своей коллекции.

Мануфактура Майсен, представителем которой является наш Салон в Карловых Варах, предлагает Вам лимитированные серии настоящих произведений искусства абсолютно всех эпох развития живописи. Наши консультанты познакомят Вас с особенностями и главными отличиями подглазурной и надглазурной живописи, расскажут, чем она отличается от росписи деколями и печатями, а также познакомят Вас с абсолютно новыми техниками и способами декорирования фарфоровых изделий. Ждем Вас!

Роспись по фарфору и кое-что еще.

Увлекательное hand-made хобби для душевной гармонии

Мне подкинули идейку написать о своем опыте росписи посуды. Опишу, как я начинала, и какие материалы необходимы для росписи.

С чего лучше начать
Если вы пока не уверены, хотите ли вы увлечься росписью фарфора всерьез, не спешите покупать краски и кисти. Поищите, может, в вашем городе проводят подобные мастер-классы по росписи фарфора.
В Лондоне, например, есть даже специальное кафе, куда приходят рисовать. Насколько я знаю, место называется Pottery Cafe и там используются материалы для серьезного надглазурного обжига при 850℃.
В Москве также можно найти студию, где расписывают фарфор. Помимо студий, увлекающиеся художники вполне могут проводить мастер-классы — групповые или индивидуальные.

Я именно так и начинала, причем, мое увлечение нашло меня само :-). В бывшем анти-кафе Телеграф (г.Донецк), куда я ходила играть в Мафию, одна художница проводила мастер-классы. Я случайно попала к ней на занятие — с этого все и началось. Позже, когда поняла, что нашла "свою" нишу, купила набор красок.

Краски
Если вы хотите использовать в быту расписанную посуду, вам понадобятся специальные краски. Я сейчас не говорю о более серьезных техниках подглазурной и надглазурной росписи. Самая простая вариация — это использование красок из хобби-линии, для которых достаточно обжига в обычной духовке 1.5 часа при температуре 160℃.
В моем случае, это немецкие акриловые краски Hobby line для росписи фарфора под обжиг. Вот такие:
http://photos1.blogger.com/blogger/2037/1750/1600/1.0.jpg
Кстати, такой маркер я тоже использую.
Приобрести такие краски можно в художественных лавках в России и Украине, либо заказать по интернету.

Если вы только начинаете, советую купить только основные цвета: Ivory (белый), коричневый, черный, желтый, красный, синий. Оттенки и другие цвета можно получать путем смешивания. Другие цвета всегда можно докупить. Хотя, когда оказываешься перед прилавком, глаза разбегаются и хочется купить все.
Расход красок небольшой, если не оставлять открытыми надолго, то прослужат долго.

Теперь немного о минусах
Посуду после обжига можно использовать, однако, нужно знать и некоторые ограничения:
— Краски хобби-линии не должны соприкасаться с пищей — так советует производитель, чтобы частички краски не попали в пищу.
Если, например, тарелка расписана в центре, она будет являться исключительно декоративным элементом. Если же роспись идет по ободу, то ее, в принципе, можно использовать для еды, но аккуратно: не резать ножом по краю, не царапать, чтобы не повредить покрытие, не использовать красящую пищу (напр. свеклу) — она может окрасить края.
— Будьте аккуратны с жесткими щетками при мытье посуды. В целом, расписная посуда моется как и обычная, и при аккуратном использовании служит долго. Производитель также пишет, что можно использовать в посудомоечной машине. Не проверяла.
— Если расписываете чашку, старайтесь не наносить краску на места, которые будут соприкасаться с жидкостью, руками или губами. Например, внутренние и внешние края чашки, ручка. Краска там может вытереться быстрее, а на внутреннем крае еще и окраситься.

Кисти
Немного моего опыта по поводу кистей. Для росписи фарфора акрилом мне больше всего нравятся кисти из колонка (kolinsky). Есть несколько кистей синтетических — они хороши для линий и контуров. Кисти из белки слишком мягкие, но иногда могут пригодиться для равномерного закрашивания краской объекта.
Оптимальный размер кисти 1.5. Для тонких объектов и линий использую 0.5 и 1. Если нужно закрасить большую площадь, можно брать 2 и больше.

Напоследок немного о технике росписи
— Я обычно расписываю глазированный фарфор и керамику. Белую посуду можно приобрести недорого в любом супермаркете. Кстати, на цветной посуде можно изобразить интересные идеи.
— Перед использованием протрите посуду спиртом (или банально — водкой) — это обезжирит ее, чтобы краска наносилась ровно.
— Краски по фарфору требуют разведения водой всего 5%. Это значит, что кисть должна быть просто слегка влажной от воды. При избытке воды, при обжиге краски могут менять цвет. Особенно неприятно, если белое лицо вдруг превратится в темнокожее.
— Краски наносятся на поверхность послойно. Прежде, чем наносить следующий слой, дайте высохнуть предыдущему. В это время можно временно переключиться на рисования другого объекта.
— Акриловые краски по фарфору быстро сохнут. Старайтесь закрасить поверхность быстро, чтобы не появились разводы.
— Если вы что-то не так нарисовали, всегда можно стереть чем-то острым.
— Даже если рисунок был на чашке несколько месяцев, а вы хотите его стереть, просто дайте посуде полежать в воде, а потом слегка потрите щеткой.

Читайте также  Компот из яблок и ягод рецепт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *