Найти концы обмоток двигателя

Автор: | 12.03.2024

obmotki Домострой

При подключении трех фазного асинхронного двигателя важно не перепутать “начала” и “концы” обмоток. Что делать если вдруг все-таки они перепутались.

Дело было так. Отправили мы на перемотку трех фазный двигатель 380/660В. Когда перематывают двигатель 220/380В, его сразу соединяют в звезду и выводят три провода, которые только остается подключить к фазам. В нашем же случае двигатель надо подключать в треугольник, поэтому в нем были выведены все шесть концов. Обмотчики, конечно, промаркировали выводы медными проволочками.

Один из наших электриков не понял этой маркировки и соединил выводы по своему, и удалил «не нужные» проволочки маркировки. Конечно, он соединил выводы не правильно, иначе не о чем было бы говорить. При включении двигателя сразу же выбило автомат. То, что соединили, не правильно сразу стало ясно, поэтому переключили по другому. Опять тот же эффект. Еще раз переключили, двигатель вроде запустился, но ток зашкаливал, и защита опять сработала. Так мы пытались определить “начала” и “концы” выводов «методом научного тыка».

Начальству это не понравилось, и запретили дальнейшие эксперименты. Вызвали обмотчика, чтобы тот нашел, где “начала” и где “концы” обмоток.

Сами обмотки вычислить не сложно, достаточно прозвонить. А вот найти где у них “начала”, а где “концы” задача посложнее, даже разобрав двигатель, будет сложно.

Просто поразительно столько опытных электриков, есть даже пенсионеры. А как найти “начала” и “концы” обмоток двигателя никто не догадался. Поэтому добавляем ниже описанный способ в копилку секретов опытных электриков.

Читайте также  Нет доступных голосовых узлов

Пришел обмотчик и дал нам несколько полезных советов. Во-первых, мы попеняли ему, что неплохо было бы перемотать двигатель на напряжение 220/ 380В. На что он ответил, что это сложнее надо брать провод другого сечения, и количество витков тоже другое. Все это надо рассчитывать, вычислять. А так взяли, убрали все обмотки кроме одной, посчитали, сколько у нее витков, и провод взяли такой же.

Обмотчик и не собирался разбирать двигатель для определения начала и концов обмоток. Как он сказал, что все это условно. Важно относительность “концов” и “начал” между самими обмотками. То есть условно три вывода обмоток мы можем считать началами, хотя реально, по намотке это будут концы. Немножко запутано, но это неважно.

Обмотчик взял с собой понижающий трансформатор и вольтметр. Соединил две обмотки двигателя последовательно и подключил к их свободным концам вольтметр. На третью обмотку подал пониженное напряжение с трансформатора. Стрелка вольтметра осталась на нуле. Значит, соединенные выводы обмоток условно назовем “началами”, и обозначим их подмотнув изолентой. Чтобы убедится что все правильно работает выводы одной из обмоток поменяли местами. Опять замерили напряжение, на этот раз стрелка отклонилась, все правильно.

Теперь осталось найти “начало” на третьей обмотке. Все точно так же, берем одну обмотку с найденным “началом” и последовательно соединяем с третьей обмоткой, и подключаем вольтметр. А на вторую обмотку подаем напряжение. Стрелка отклонилась, а стрелка отклоняется, если “начало” одной обмотки соединено с “концом” другой обмотки. Так как мы понимаем, что соединили с началом первой обмотки (которое мы уже определили), “конец” третьей обмотки. Вывод третьей обмотки соединенный с вольтметром помечаем изолентой как “начало”.

Для того чтобы соединить обмотки двигателя в треугольник, нужно “начало” первой обмотки соединить с “концом” второй, “начало” второй обмотки с “концом” третьей и “начало” третьей с “концом” первой.

Соединили обмотки, подключили двигатель, он сразу же заработал как надо.

Еще обмотчик сказал что этот способ определения начал и концов обмоток двигателя называется «метод Павлова».

Так умный обмотчик научил глупых электриков пятого разряда и начальника электроцеха уму разуму.

Если чего не поняли или есть вопросы, пишите в комментариях.

В большинстве случаев, обмотки трехфазных асинхронных электродвигателей скоммутированы в нужное соединение (“звезда” или “треугольник”) внутри статора и выведены в клеммную коробку в виде трех проводов, на которые подается питающее напряжение

380 В. Соединяться обмотки двигателя могут и в клеммной коробке: в этом случае все концы обмоток выводятся в коробку виде двух разделенных пучков по три провода (“начала” и “концы”).

Наконец, выводы обмоток могут быть промаркированы металлическими бирками (С1-С2-С3 – “начала”, С4-С5-С6 “концы” обмоток). Однако, в некоторых случаях попадаются электродвигатели, в клеммную коробку которых просто выведены шесть немаркированных “концов” обмоток, не разделенных на пучки. Причиной этому может быть утеря бирок с маркировкой вследствие небрежной эксплуатации электродвигателя.

В некоторых случаях, бывает, что после ремонта его обмоток – перемотки, в клеммную коробку двигателя выводят шесть совершенно одинаковых проводов одного цвета.

В этом случае, для правильного соединения. необходимо определить “начала” и “концы” обмоток электродвигателя. Для этого, сначала нужно “найти” обмотки, т. е. определить пары проводов отдельных фазных обмоток. Прозвонить пары можно любым тестером или при помощи контрольной лампы, после чего следует промаркировать найденные фазные обмотки.

Теперь нужно определить начало и конец найденных пар фазных обмоток, существуют несколько способов определения, наиболее распространенный и достаточно надежный способ – следующий:

Две любые “найденные” фазные обмотки, соединенные последовательно включают в сеть

220 В, а к выводам третьей подключают контрольную лампу или вольтметр, с установленным пределом измерения до 100 В. Слабый накал лампы или отклонение стрелки вольтметра будет признаком, того, что две, последовательно включенные в сеть обмотки, соединены таким образом, что, «конец» одной обмотки соединен с «началом» другой.

obmotki2 Домострой

Соответственно, полное отсутствие накала лампы или отклонения стрелки вольтметра – свидетельство отсутствия ЭДС в третьей обмотки, следовательно, последовательно включенные обмотки соединены своими “началами” или “концами”. Таким образом, определив “начала” и “концы” двух обмоток, выводы маркируются.

Теперь нужно определить “начало” и “конец” третьей обмотки, для этого ее соединяют последовательно с любой из обмоток, “начало” и “конец” которой уже определены и, подключив лампу или вольтметр к оставшейся обмотке, по аналогии предыдущего опыта находят “начало” и “конец”.

Как определить начало и конец фазных обмоток асинхронного двигателя

Определение начала и концов обмоток электродвигателя без внешнего питания.

Электричество, сантехника, установка бытовой техники. Просто о сложном

82 Домострой

В этой статье я расскажу способ, как определить начало и конец обмотки в асинхронном трёхфазном двигателе.

Когда вам может потребоваться данный материал? Только в том случае, если у вас имеется в коробке брно шесть проводов одинакового цвета и на них нет никаких обозначений. Или ваш двигатель был соединен треугольником, а вы хотите получить возможность соединить его звездой. Как это сделать я писал здесь . Чтобы проще было объяснять материал, сначала пройдемся по принятым маркировкам выводов обмоток двигателей.

Выводы асинхронного двигателя. Маркировка выводов асинхронного двигателя

Встречаются различные маркировки выводов обмоток двигателя. Отечественная маркировка от С1 до С6 и международная, которую вы видите на рисунке.

markirovka Домострой

В наше время встречаются обе маркировки, но для «обучения» мы будем применять новые обозначения, как более наглядные. Ранее, я уже говорил, что начало и конец обмоток понятия абсолютно условные, главное условие, которое играет важную роль это такое соединение обмоток, когда магнитные потоки не направлены встречно. Если два одинаковых потока направить встречно, они как бы уничтожают друг друга. Нам же надо получить согласованное направление магнитных потоков. В двигателе находятся три обмотки. Грубо говоря, двигатель, это трансформатор с тремя обмотками и сердечником в виде статора. Таким образом, обмотки в двигателе связывает магнитный поток, который протекает по статору, а его создает ток, который протекает по обмоткам. Ротор – это лишь приятная «вкусняшка», наличие которой позволяет получить из электрической энергии механическую.

Начало и конец обмоток электродвигателя

Ну что ж, приступим. Прежде, чем начинать процедуру, вам нужно подготовиться. Для этого вам потребуются:

  • мультиметр или лампа накаливания (предпочтительнее, конечно же, мультиметр)
  • маркеры для проводов
  • знание техники безопасности , поскольку вы будете работать с опасным напряжением
  • обычная сетевая вилка с проводом
  • что-то, чем вы будете соединять провода, когда приступите к поиску выводов обмотки
  • ну и материал данной статьи.

kembrik ДомостройВ качестве маркеров можно использовать кембрики, бумагу с резинками, цветную изоленту и обычные перманентные маркеры, в общем, что угодно, что позволит вам промаркировать выводы. Вам потребуется шесть маркеров, на которых вы напишете обозначения начала и концов обмоток.

Первым делом нужно определить обмотки двигателя

Названия обмоток тоже абсолютно условны. Хотя, если принимать в расчёт такое понятие, как фазировка, то правильное включение дает точное представление о том, в какую сторону будет вращаться вал двигателя и не более того. Выставляете мультиметр в режим прозвонки , один щуп прикладываете к любому из шести проводов, вторым щупом находите конец, который будет прозваниваться. И эту пару звонящихся концов маркируете. Пусть это будут U1 и U2. Остается четыре конца. Повторяете операцию и еще одну пару снова маркируете. Пусть это будут V1 и V2. Осталась еще пара концов, их проверяете на всякий случай, чтобы быть уверенными, что обмотка в исправном состоянии и тоже маркируете оставшимися vyivodyi Домостроймаркерами W1 и W2. Теперь у вас есть три обмотки и вы знаете их выводы. Но не знаете, где начало, а где конец каждой обмотки. Другими словами, вы не знаете, как направлены магнитные потоки этих обмоток согласно имеющейся маркировке, поскольку она сейчас носит случайный характер.

Как определить начало и конец обмоток

Приступаем к поиску концов. Снова предупрежу о технике безопасности, поскольку сейчас вы будете работать с опасным напряжением 220 вольт. Сама процедура очень простая. Вам надо на одну обмотку присоединить лампу или вольтметр (мультиметр, в режиме измерения напряжения ), а две других обмотки соединить последовательно и подать на них напряжение. Теперь рассмотрим эту процедуру подробнее.

skhema tok Домострой

С присоединением лампы или вольтмера проблем не возникнет. Допустим это будет обмотка W1-W2. Остается две обмотки. Согласно имеющимся маркерам вы соединяете их в таком порядке, как это показано на рисунке, а именно соединяете между собой U2 и V1. На выводы U1 и V2 подаете ПЕРЕМЕННОЕ напряжение 220 вольт. Обратите внимание, именно переменное, поскольку постоянное превратит наш двигатель в электромагнит, но при этом напряжение в третьей обмотке наводиться не будет. На реальном двигателе это будет выглядеть, как на фотографии ниже:

skhema obmotok dvigatel Домострой

Обратите внимание, я специально выделил одним цветом (зеленым) соединенные обмотки на схеме и на фотографии. Теперь, если магнитные потоки обмоток совпадут, то в третьей обмотке будет наведено напряжение. Если посчитать грубо, то чуть меньше 100 вольт. Следовательно, лампочка на третьей обмотке начнет светиться, но не в полный накал. Если же магнитные потоки будут направлены встречно, то в третьей обмотке напряжение наводиться не будет и лампочка не загорится. Если лампочка загорелась, все отлично, придумайте, как навсегда промаркировать выводы обмоток и приступаем к третьей. Если лампочка не загорелась, значит меняем местами выводы любой обмотки. Пусть это будет обмотка V1V2 (то есть, если раньше была схема U1→U2→ V1 →V2, то теперь будет схема U1→U2→V2→ V1 ) и снова проверяем. Лампочка засветилась? Отлично! Но прежде чем переходить к третьей обмотке, поскольку мы определили условные начала и концы двух обмоток нужно придумать, как навсегда промаркировать эти выводы, чтобы в дальнейшем вам не пришлось возвращаться к данной процедуре. Теперь будем работать только с третьей обмоткой. Маркеры первых двух трогать уже не будем. К любой из найденных обмоток подключаем третью, а на освободившуюся подключаем лампочку. То есть на обмотку (пусть будет) U1U2 мы теперь подключаем вольтметр или лампочку, а соединяем обмотки V1→V2→W1→W2. И все повторяем по новой. С одним условием, что маркеры обмоток U и V мы не трогаем. Если лампочка при проверке не загорается, то меняем маркеры только на обмотке W.

Как видите, процедура не слишком сложная и при необходимой сноровке займет не больше 15 минут.

Есть и другие методы определения начал и концов обмоток, но они более сложные и требуют стрелочного вольтметра или сборки несложной схемы, хотя с другой стороны, они более безопасные. Но этот метод наиболее простой. А если не боитесь электричества и внимательно прочитали технику безопасности, то вместо мультиметра прозванивать обмотки можно той же лампочкой. Для этого можно использовать такую схему, которую вы видите ниже:

kontrolka Домострой То есть, можно вообще обойтись без мультиметра. Достаточно одной лампочки на 220 вольт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *