Мыться в русской печи фото

Автор: | 12.03.2024

Следить за чистотой тела всегда было важно для русских людей. В давние времена путники из других стран замечали, что у русских всегда чистая одежда, вымытое лицо. Они пользуются золой во время мытья и натирают тело аж до красноты.

В Европе в то далёкое время пользовались душистыми уксусами и одеколонами, которые должны были избавить человека от неприятного запаха. А славянский народ не отказывал себе в принятии водных процедур. Если какая-то семья не имела собственной бани, людям приходилось мыться даже в русских печках.

Те, кто выросли в деревне, знают, что когда печь топится, от неё просто идёт тепло, и обжечься, дотронувшись до печки, невозможно. Так что, как видно, из неё не только доставали хозяйки ароматный суп, кашу в чугунке, дымящийся сочный пирог, дивные домашние куличи, возле неё грелись от лютых морозов, на ней сушили одежду, заготавливали травы и грибы. Также на печи спали и в ней мылись.

Классические русские печи довольно большие, в них спокойно могли поместиться два взрослых человека. Ещё оставалось место для веника, кадушки и других предметов. Когда топили печь, внутри можно было поставить чугуны воды для нагревания. Туда ещё добавлялась различная лекарственная трава.

После прогорания дров и остывания печи, хозяин избавлял печку от золы, сажи и угля. Часто пользовались разведением щёлка, который применяли вместо мыла, готовили яичные растворы (старинные «шампуни»), занимались завариванием веников. Непосредственно перед мытьём плита, на которую залезали, чтобы попасть внутрь, закрывалась с помощью соломы или досок. После всего этого начиналось мытьё.

Читайте также  Масло из пилы вытекает в нерабочем состоянии

myte v pechke. gravyura a.i. zubchaninova po risunku p. e. koverzneva. nachalo 1880 h gg Домостройlev ovchinnikov iz pechki zimnyaya banya v derevne 1992 Домостройsauny nn banya v pechi Домостройbanya v russkoj pechi2 Домострой

Частенько печку использовали для мытья немощного члена семьи — больного, старика или младенца. Особенно если человек болел, чтобы ему не было надобности выходить на улицу. Ребёнка могли подсадить в печь на лопате, предназначенной для хлеба (недаром есть похожий эпизод в сказке о Бабе-яге и Иванушке).

Взрослого же приходилось «ввозить» в лежачем положении, когда тот находился на большой доске. Однако от старожилов и историков было немалое число рассказов о том, как нередко для водных процедур печкой могла воспользоваться и молодая незамужняя девушка.

Барышни побаивались ходить в баню, ведь в таких местах, согласно поверью, жили банники (сердитые духи, хозяева бань). Молодые девицы действительно искреннее верили, что стоило им прийти не вовремя, оставить банные принадлежности не на своих местах, дух может не на шутку разозлиться, вылить на них горячую воду или запарить до смерти. Также остерегались кикимор, якобы живущих под полами, и другой банной нечисти.

111bannik duh bani Домостройbannik Домострой

В домашних условиях принимать водные процедуры было несравнимо спокойнее. Особенно с учётом того, что в каждой хате были уголки, где стояли на полочке или висели на стене иконы. В кое-каких деревнях это считался грех одинокой женщине пойти в баню. Вследствие этого и приходилось молодым девушкам использовать печь для мытья.

Русскую печку (в отличие от бань) считали практически священным местом. Люди были уверены, что печной огонь обладает чудесными свойствами. Во время прочтения специальных заговоров и сжигания в его пламени магических предметов человек мог попросить об исцелении и здоровье.

На печь могли положить новорожденного ребёнка, чтобы она наделила его крепким здоровьем. Порой малыша даже могли «окатить печным духом»: на несколько мгновений его помещали в зев печки, и она будто бы «дышала» на новорожденного.

Тут же проходил лечение больной человек с какими угодно недугами. А для детей печь была самая лучшая утешительница: благодаря уюту и теплу можно было забыть обо всех обидах. Гул ветра в печных трубах всегда обеспечивал сладкий сон.

Уже на данный момент и не скажешь точно, кто были первыми людьми, открывшими мытьё в печи. Свидетельства о таком применении печки имеются в разных частях России. Удивительно, но эти традиции были не только в сёлах, а ещё и в городах. Давним путешественникам, много лет назад побывавшим в Москве, пришлось стать свидетелями того, как могли себе позволить мыться в русских печках жители города. Некоторые этнографы утверждают, что дровяная отопительная печь служила людям баней аж до середины XX столетия. Вероятно, и в этот момент где-то в далёкой деревушке кто-то принимает банные процедуры в печке.

"Дубовый веник" т.8(904) 900-33-66 Оптовая, мелко-оптовая и розничная продажа веников для бани.

Быт наших предков был идеально приспособлен к условиям, в которых они жили. Русская печь по праву занимала ключевое место. Что и немудрено – суровый климат с длинными и морозными зимами, ставил запасы топлива вровень с запасами продовольствия. И дровишки, так же, как и хлеб, давались ох, как нелегко.

Откуда пошёл обычай мыться в печи?

Kak mylis v russkoy pechi 5 ДомостройТолько представьте себе, дерево (обычно берёза, она обладает отличной теплоёмкостью, почти в два раза больше, чем ель, уступая среди местных видов, пожалуй, только дубу) растёт минимум в километре, а то и в двух-трех. Это потому что вокруг русской деревни всё выкорчевано и перепахано. Надо добираться, понятное дело, не пешком, а на телеге. Дерево нужно свалить. Сейчас с помощью бензопилы это лёгкая задача, а раньше приходилось топором изрядно помахать. Потом сваленное дерево необходимо было разделить на части, чтобы погрузить. Затем доставленные к дому брёвна распилить на чурбаки, которые следовало наколоть и аккуратно сложить, по возможности прикрыв сверху от дождя. У двоих крепких работников на один воз уходил целый день.

На зиму, средней крестьянской семье требовалось не менее 10–15 возов дров. А если при этом топить знаменитую русскую баньку, то и все 25.

ВАЖНО! Обычай помогал заметно экономить ресурсы и таким образом, оказывал немалое влияние на многие аспекты жизни в деревне в старину.

Кто мылся в печи?

Понятно, что баня была роскошью, которую могли себе позволить только весьма крепкие хозяйства. Что касается остальных, то их очередной раз выручала чудо-печка, не требующая для помывки целой семьи никаких дополнительных дров. Просто используя то тепло, которое оставалось от приготовления пищи. В силу своей рациональности этот обычай был распространён по всей территории Руси, о чём существует немало свидетельств.

Kak mylis v russkoy pechi 4 Домострой

Как раньше мылись в русской печи

Всё начиналось ещё на стадии строительства. Печь строилась так, что в ней должен был свободно помещаться взрослый человек и одна-две шайки с водой. Ещё должно было остаться место, чтобы и веником помахать. Поэтому сердце русской избы выходило таким большим, что иной раз могло занимать едва ли не треть всего помещения. Чтобы представить себе как выглядела такая печь, можно посмотреть фото. Но это делало возможным спать на ней сверху, в тепле, когда вся изба потихоньку остывала. В холодное время года большой размер был существенным достоинством.

Топилась печь, разумеется, утром. Хозяйка вставала раньше всех, разжигала огонь и готовила еду. Грели чугуны с водой. Когда угли прогорали, оставшуюся золу выметали наружу. Уже подстывшую печь мыли. Причём необходимости мыть свод не было, из-за высокой температуры, когда горели дрова, вся сажа отваливалась сама, практически без следа. Так называемый под выстилали соломой для пущего комфорта. В шайки, обязательно деревянные, чтобы не обжечься, наливали воду и заранее приготовленные отвары лечебных трав.

СПРАВКА. Некоторые травы, которые на Руси использовались для приготовления банных отваров.

  1. Kak mylis v russkoy pechi kakie travy ispolzovali 1 ДомостройПолынь. Высушенным и измельчённым растением натирали кожу. Делалось это для исцеления от ран, ушибов и язв. Кроме того, процедура снимала головную боль, нервное напряжение и повышала работоспособность.
  2. Зверобой. Также использовался в высушенном и измельчённом виде. Порошком посыпали тело для избавления от кожных болезней и подагры.
  3. Полевая мята. Использовалась больше для поднятия настроения, поскольку обладает очень приятным запахом. Но также есть сведения, что она оказывает положительное влияние на организм при простуде.
  4. Ромашка. Растение, широко известное своими лечебными свойствами, содержит большое количество витаминов и эфирных масел. Оказывает положительное влияние на здоровье кожи.
  5. Липовый цвет. Будучи запаренным, издаёт очень приятный запах, успокаивающий нервную систему, способствует крепкому освежающему сну.
  6. Хрен. В любом виде отлично борется с простудой. Укрепляет иммунитет.
  7. Аналогично действуют и листья чёрной смородины.
  8. Хвоя сосны и ели, заваренная в кипятке, настоянная, будучи выплеснутой на камни и обращаясь в пар, способно оказывать положительное комплексное влияние на организм.
  9. Зелёные шишечки хмеля способны вызвать прилив сил. Их следует применять, если после бани у вас ещё много дел.

Сначала мылись те, кто любил погорячее. Понятно, что по температуре русская печь могла дать фору любой парилке. Поэтому следовало соблюдать осторожность. Ну а по мере остывания и все остальные. Самых маленьких мыли в конце, когда жар спадал, сажая их на деревянную лопату, и подавая внутрь к ожидавшей там матери. Если жара начинало не хватать, зёв печи закрывали снаружи заслонкой. В этом случае все процедуры приходилось делать на ощупь. Что, конечно, требовало некой сноровки. Если нужно было мыть хворого или немощного, то его так же, как и ребёнка подавали внутрь, только не на лопате, а положив на широкую доску. Она должна была быть непременно липовой. Поскольку и дух от липы приятный и нет смолы как от ели или сосны.

Вместо современных шампуней и гелей использовали золу или куриное яйцо. А часто, и вовсе ничем не пользовались. Горячая вода, да ещё с духмяным взваром из всевозможных трав, прекрасно всё отмывала, не иссушая кожу, а оставляя её мягкой и шелковистой.

Kak mylis v russkoy pechi 1 ДомостройЕщё один интересный обычай связан с помывкой в русской печи. Дело в том, что в баню можно было ходить только замужним женщинам. Пращуры искренне верили в «банника» — эдакого варианта домового, которого красным девицам и вдовам следовало всерьёз опасаться. Здесь, возможно, тоже есть своё рациональное зерно. Девицу до свадьбы нужно было дорастить в чистоте и непорочности, а баня обычно стоит в отдалении, и уединении, мало ли что. Уж пусть лучше в печи париться, всё спокойнее.

Любопытно, что вода, которую, довольно обильно, лили на себя парильщики, утилизировалась практически без внешнего вмешательства. Большая её часть, проходя сквозь солому и, положенные вплотную без раствора кирпичи и слой песка просто стекала в подпол или прямо на земляной пол.

Kak mylis v russkoy pechi 3 ДомостройКроме мытья, печь стояла и на страже здоровья. Представьте себе ситуацию. Ноябрь. Дождь. Ветер. Очень зябко на улице. К вечеру в избу вваливается уставший, промокший и продрогший работник. Беда! Завтра же с жаром свалится! Но опытная хозяйка заставляет его скинуть всю мокрую одёжку и — греться в печь, с утра ещё натопленную, не теряя ни минуты. А уж потом, распаренного и красного, переодевшегося в сухое и чистое, сажает за стол. Наутро человек бодр и вёсел, ни о какой простуде и речи нет.

Вот такое чудо-РУССКАЯ печь, создал коллективный гений наших пращуров, и которым и по сию пору кое-где пользуются.

Кому я раньше ни рассказывала, про то, что мылась в печи, мне никто не верил.
«Да ты, наверное, что-то перепутала», — говорили мне.
И только в деревне этому никто не удивлялся.

«Почти до середины XIX века в русской печи мылись и пари­лись не только в деревнях, но и городах, в том числе и в Моск­ве, изобилующей домашними и общественными банями. » (из книги Г.Федотова «Русская печь»).

-Как же там мыться — там же огонь? — спрашивают меня.
-Там же мало места.
-Там же грязно.

Рассказываю.
Помните, я говорила, что русская печь занимала очень много места — в маленькой избе — почти полдома?
А строили её такой большой и с высоким сводом, в том числе и потому, чтобы можно было париться, как в бане — там свободно сидя помещаются двое взрослых, и еще остается место для банной утвари.

Принцип мытья схож с принципом бани — сначала «помещение» надо протопить. Поэтому, после того, как печь протопили и нагрели воду в чугунах, из печи надо всё вычистить и выгрести уголь и золу. Для проверки температуры в печь бросали щепоть муки. Если мука не загоралась, то это означало, что сильный жар спал и можно мыться, не боясь ожогов. Затем настелили солому, на которую клали материю, чтоб не кололось — и человек пролезал внутрь.
Я схематично — используя «эффект условной прозрачности» — попыталась изобразить процесс: ведь лучше один раз увидеть… жёлтенькое — это солома))

Внутри печки тепло и темно — свет проникает только через «окно»-вход. Но для «банного эффекта» и сохранения тепла некоторые просят кого-нибудь снаружи закрыть заслонку — вот тут надо уметь мыться наощупь. Сидя внутри, намыливаешься, поливаешь сверху водой (вода впитывается в солому). Что не впиталось — выливается на пол.
Внутри — на стенках — грязи нет — всё обгорает (там же темература 200 градусов, когда топится). А вот на «выходе» — можно испачкаться — там ведь дым с сажей выходят и оседают. Но это не страшно — просто смываешь всё водой. К тому же дезинфекция внутренностей печного пространства за счёт высоких температур была гарантирована.

Сначала перемывали детей, а потом уже доходила очередь до взрослых.

По окончании мытья надо было убрать всю солому и навести порядок. Я тогда была маленькая совсем, пролезала-вылезала легко, а вот как это проделывали взрослые — не знаю. Однако, очень хорошо запомнила, как сидела в печке, как было темно, необычно и таинственно и как меня там мыли)) Вообще, мытьё в печке было очень распространено. А вот молодые незамужние девушки, даже несмотря на наличие бани, были просто «обязаны» мыться именно в печке, потому как в бане обитал сердитый дух «банник». Мало ли чего.

Мыли в печке и немощных и больных, закатывая их в печь на досках. Закатят, а потом уже туда залезает тот, кто будет мыть больного. Порой, мытьё сопровождали лечебные процедуры.

Печь для крестьян была значительно удобнее бани: её не надо бы­ло специально топить — она и так топилась в избе ежедневно. Так что захотелось попариться — печная баня всегда к услугам че­ловека, как любили говаривать в старину: «Кожух с плеч, да и по­лезай в печь!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *