Машиностроение состав особенности размещения

Автор: | 12.03.2024

Особенности машиностроения

Машиностроение – это самая крупная отрасль промышленности, производящая очень широкий спектр продукции.

Общие особенности машиностроения:

  1. По стоимости продукции, машиностроение занимает лидирующие позиции в промышленности. Около 35% стоимости мировой промышленности приходится именно на машиностроение.
  2. Машиностроение самая трудоемкая отрасль, к тому же на ней самое большое количество занятых. Самыми трудоемкими считаются приборостроение, электротехническая промышленность, атомное машиностроение т.д., занимающиеся выпуском сложной техники. Отсюда следует что для обеспечения лучшей работы предприятие должно располагаться в месте где есть квалифицированная рабочая сила.
  3. Для тяжелого машиностроения важна близость расположения к сырьевой базе (производство металлургического оборудования, горно-шахтное оборудование и т.п.).
  4. Машиностроение обладает большой наукоемкостью.
  5. Самый сложный отраслевой состав (более 300 предприятий), который к тому же постоянно меняющийся.
  6. Постоянно увеличивающийся спрос на продукцию машиностроения.
  7. Самый большой ассортимент продукции, который постоянно увеличивается. К тому же состав продукции различается по массовости производства (серийный выпуск, массовый выпуск, единичный выпуск)
  8. Машиностроение предъявляет разнообразные требования к сырью, спрос постоянно изменяется. В одно время спросом пользуется черная металлургия, в другое – цветная.
  9. В экономических связях машиностроение так же находится в лидирующих позициях. К примеру экспорт в Японию составляет 2/3.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение можно охарактеризовать очень широкой номенклатурой и довольно тяжелой, порой уникальной по размерам продукцией, данные особенности определяют положение производства и технологического процесса.

Производство продукции тяжелого машиностроения зачастую носит единичный и мелкосерийный характер. Время на изготовление деталей уходит очень много, так как производство одной массивной детали составляет несколько сотен часов.

Читайте также  Металлобаза на газгольдерной 12

Большое количество деталей в одновременном производстве приводят к долгому залеживанию тех или иных составляющих, в ожидании конечного процесса.

Еще одной особенностью можно считать. Что технологический процесс строится на принципе концентраций операций. Этого требует особая специфика тяжелого машиностроения.

К тому же тяжелое машиностроение требует широкую универсальность оборудования.

На ряду с общими особенностями тяжелое машиностроение имеет ряд специфических особенностей:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Стремление к уменьшению занятости уникального оборудования в производстве продукции.
  2. Совместная обработка деталей после их сборки в узел. Данное действие направленно на сокращение затрачиваемого времени
  3. Одновременная обработка деталей на станках, при этом все детали получаются с одинаковым отклонением.
  4. Довольно широкое использование переносных станков, которые устанавливаются непосредственно на саму деталь, что позволяет производить обработку двумя или несколькими станками
  5. Для достижения точности используют компенсаторы.
  6. Оптические способы замеров с использованием вспомогательных баз.
  7. Стремление к серийному производству.

Особенности общего машиностроения

Общее машиностроение включает в себя довольно много отдельных отраслей (лесное машиностроение, сельскохозяйственная промышленность и т.п.). Общее машиностроение имеет не малое влияние на экономику страны.

К тому же общее машиностроение отличается широким и быстрым развитием межотраслевой и внутриотраслевой связи.

Общее машиностроение отличается особой важностью развития транспорта и торговли. Так как предприятия данной отрасли занимаются производством оборудования для химической и нефтяной промышленности, то соответственно нуждаются в особенных видах сырья.

К тому же есть не малые особенности размещения предприятий данной отрасли. Такие предприятия должны размещаться не изолированно, а так, чтобы иметь тесную связь с другими отраслями промышленности, а также транспортом.

Особенности среднего машиностроения

Предприятия данной отрасли узкоспециализированы и имеют малую металлоёмкость, но при этом имеют высокую энергоемкость и трудоемкость. Основным технологическим процессом в общем машиностроении является механическая обработка деталей.

Среднее машиностроение отличается массовым и серийным производством. Предприятия оснащены сложным оборудованием. Данная отрасль тесно связанна с научными и конструкторскими центрами.

Так как выпускаемая продукция довольно сложная и точная, то естественно она требует наличия квалифицированных кадров и оснащение новейшим оборудованием.

Особенности размещения машиностроения

Машиностроение своего рода сердце промышленности и экономики страны, а, следовательно, чтобы оно правильно и действенно функционировало его нужно расположить в правильном месте, подобно механизму часов.

Так металлоемкие предприятия должны располагаться вблизи месторождений металла, дабы сократить затраты на транспортировку сырья, а соответственно на его стоимость.

Машиностроение отличается от других отраслей наличием ряда особенностей, которые влияют и на его разрешения.

Наиболее значимым фактором является наличие общественной потребности в продукции. К тому же не маловажными факторами остается наличие квалифицированной базы работников, возможность поставки материалов и электроэнергии.

Особенные факторы влияющие на размещение машиностроения:

  • Наукоемкость. В настоящее время машиностроение неразрывно связанны с научным прогрессом. Поэтому производство сложной техники сосредоточенно в центральных районах.
  • Металлоемкость. Производство горно-шахтного оборудования, энергетического и металлургического оборудования требует большие затраты металла.
  • Трудоемкость. Производство сложной техники требует большой квалифицированной базы, именно поэтому такие предприятия располагаются близ научных центров.
  • Близость потребителя. Некоторые отрасли производят довольно большую и тяжелую продукцию, которую сложно и нецелесообразно перевозить к местам потребления.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Что ты хочешь узнать?

Ответ

0dd1420a03ff3a0d0dfcbaeb87d1bb4c Домострой

Машиностроительный комплекс – составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

— создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

— является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

— обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

— выступает как районообразующий фактор;

— является отражением степени развития производительных сил в регионе;

— дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс — крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится примерно 25% стоимости произведенной продукции и примерно 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондовой ёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения. Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты

ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности

размещения. Страны, выделяющиеся по уровню

Почему машиностроение является ведущей отраслью современной промышленности?

Машиностроение – одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль машиностроение возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Оно имеет огромное значение в хозяйстве. Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы бытового и культурного назначения (часы, весы, холодильники, стиральные машины и другую бытовую технику). В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности 1-е место как по числу занятых (более 80 млн человек), так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.

Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.

Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемко приборостроение.

Какие основные отрасли машиностроения выделяют?

Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения:

– электротехническая и электронная промышленность;

– авиационная и ракетная промышленность;

– тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т. д.

Какие факторы влияют на размещение предприятий машиностроения?

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы. Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоемких) отраслей – и сырьевой.

В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т. д.

Какие машиностроительные регионы мира выделены?

В мире можно выделить четыре машиностроительных региона:

1) Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности. Крупнейшие корпорации:

– автомобильные (США): «Дженерал Моторс», «Форд Мотор», «Крайслер»;

– вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»;

– электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т. д.

2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ) производит, главным образом, массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях. Крупнейшие корпорации:

– автомобильная (ФРГ): «Даймлер-Бенц»; «Фольксвагенверк»;

– электроника: ФРГ – «Сименс», Нидерланды – «Филипс» и т. д.

3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония. Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии – центров науки. Крупные корпорации:

– автомобили (Япония): «Тойота Мотор», «Нисан Мотор»;

– электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т. д.

4) Содружество Независимых Государств: в нем лидируют Россия, Украина, Белоруссия. В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя и выпускается широкий спектр машиностроительной продукции.

Развивающиеся страны производят не менее 1/10 мировой машиностроительной продукции. В большинстве этих государств существует не машиностроение, а, правильнее назвать, металлообработка, кроме этого, немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии. Но в последнее время в некоторых из них – Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике – машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *