В.Е. Остапенко, главный инженер (ООО «Алтайстройдиагностика»), С.А. Горбенко, директор (ООО «Алтайстройдиагностика»), А.П. Васильев, главный инженер проекта (ООО «Алтайстройдиагностика»), А.Н. Мурадов, зам. директора по развитию, начальник лаборатории неразрушающего контроля (ООО «Алтайстройдиагностика»).
Безопасность эксплуатации подъемных сооружений регламентируется Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
Рельсовый крановый путь – устройство (сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и креплений направляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвижения по нему грузоподъемных машин на рельсовом ходу.
Периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями и включает выполнение следующего комплекса работ:
- проверку наличия службы эксплуатации, отвечающей за состояние рельсовых путей; проверку наличия проектной и эксплуатационной документации;
- поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния рельсового пути;
- подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления и составление ведомости дефектов.
Комплексное обследование рельсовых путей должно проводиться не реже одного раза в три года. Внеочередную проверку наземных рельсовых путей проводят после продолжительных ливней или зимних оттепелей, отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя.
В соответствии с п. 148 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» рельсовые пути не подлежат учёту в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и в соответствии с п. 264 ФНП «ПБ ПС» экспертизе промышленной безопасности не подлежат.
На начальном этапе обследование крановых путей включает в себя проверку наличия проектной, эксплуатационной документации и оценку ее состояния. Проверяется наличие в эксплуатационной документации информации о крановых путях, требованиях к эксплуатации крановых путей и соответствия данной информации требованиям нормативно-технической документации.
Далее проверяется наличие приемо-сдаточной документации на крановые пути и проводится сравнение соответствия требований к крановым путям, указанным в эксплуатационной документации, с требованиями приемо-сдаточной документации. Помимо этого должно быть проверено наличие справки о фактической группе классификации грузоподъемного крана в соответствии с режимом его работы.
На этапе проверки службы эксплуатации крановых путей проверяется:
- наличие аттестованного обслуживающего персонала;
- приказов о назначении специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;
- оценка качества работ по техническому обслуживанию путей и наличию отчетной документации — журнала наблюдений за техническим состоянием крановых путей (паспорт);
- выполнение предписаний органов Ростехнадзора, выданные до проведения обследования.
Далее проводится обследование рельсовых крановых путей по каждому из элементов с оценкой их фактического состояния, которое включает в себя:
- внешний осмотр с выявлением внешних повреждений (трещины, сколы, вмятины и другие недопустимые дефекты), а также измерение геометрических размеров направляющих элементов, по которым перемещаются колеса крана, с определением фактического износа направляющих;
- внешний осмотр промежуточных, стыковых соединений и производится сравнение с требованиями, указанными в проектной и эксплуатационной документации;
- внешний осмотр состояния путевого оборудования. Производится осмотр тупиков, ограждений, ограничителей передвижения, предупредительных знаков и других элементов и производится сравнение с проектной и эксплуатационной документацией;
- внешний осмотр заземления путей и измерение сопротивления его заземления;
- выполнение планово-высотной съемки рельсовых крановых путей с использованием геодезических приборов и производится сравнение отклонений элементов рельсового пути от проектного положения в плане и профиле.
Предельные величины отклонений рельсового пути от проектного положения в плане и профиле согласно приложению 8 ФНП «ПБ ПС»
На рисунках 1-3 приведены характерные дефекты стыковых соединений рельсовых крановых путей.
Рисунок 1. Стык рельсов. Отсутствует один болт соединения накладок между собой. Зазор в стыке рельсов 7 мм.
Рисунок 2. Стык рельсов. Отсутствуют два болта крепления. Оторвана перемычка заземления.
Рисунок 3. Стык рельсов. Отсутствуют два болта крепления. Зазор в стыке рельсов12 мм.
Результаты комплексного обследования оформляются актом. В акте приводятся все выявленные нарушения со сроками и рекомендациями по устранению.
Комплексное обследование рельсовых крановых путей позволяет своевременно выявлять и предотвращать возможные аварии на производстве, грамотно спланировать предупредительный или капитальный ремонт и обеспечивает выполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов
В статье рассмотрен пример проведения комплексного обследования рельсовых крановых путей
Ключевые слова: крановый путь, комплексное обследование, подъемное сооружение.
Список литературы
1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
2. РД10-138-97 «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин. Часть 1. Общие положения. Методические указания».
В Заволжском филиале ООО «УАЗ-Техинструмент» используют мостовые краны, отработавшие нормативный срок службы. В соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) проведена экспертиза промышленной безопасности грузоподъемных мостовых кранов. Ее заключения зарегистрированы в органах Ростехнадзора. Согласно требованиям Рекомендаций по экспертному обследованию грузоподъемных машин.
Общие положения (РД 10-112-1—04) при обследовании мостовых кранов, установленных на надземных рельсовых путях, проверке подлежал участок путей, равный трем базам крана. Остальные рабочие рельсовые пути, на которых работают мостовые краны, прошли комплексную проверку согласно требованиям документа «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин» (РД 10-138—97). Организация, проводившая обследование, выдала заключение, которое было направлено в органы Ростехнадзора для рассмотрения и утверждения в установленном порядке. Но в утверждении заключения экспертизы промышленной безопасности было отказано, так как проведение экспертизы промышленной безопасности крановых путей законодательством Российской Федерации не предусматривается.
Прошу разъяснить, необходимы ли проведение экспертизы промышленной безопасности крановых путей, утверждение заключения экспертизы промышленной безопасности крановых путей в органах Ростехнадзора? Действительны ли заключения промышленной безопасности крановых путей без утверждения в органах Ростехнадзора?
А.В. Рабеко, гл. инженер Заволжского филиала ООО «УАЗ-Техинструмент»
На вопросы читателя отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора А.Н. Горлов.
Крановые пути обследуют в соответствии с методическими указаниями, изложенными в документе «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин» (РД 10-138—97). Результаты обследования оформляют согласно РД 10-138—97.
Действующее законодательство не предусматривает отдельного проведения экспертизы промышленной безопасности крановых путей, регистрация такого заключения экспертизы избыточна. При этом может быть проведена экспертиза промышленной безопасности здания, воспринимающего нагрузки от установленных в нем грузоподъемных механизмов.
Вопрос от 07.2017:
В Ростехнадзор поступило обращение гражданина с вопросом о возможности самостоятельного проведения организацией, эксплуатирующей подъемное сооружение, периодического комплексного обследования рельсовых путей?
Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.
Действующими требованиями промышленной безопасности не предусмотрено специальных требований к организациям, занимающимся комплексным обследованием рельсовых путей.
На основании изложенного, если в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект с подъемным сооружением, имеется структурное подразделение с обученным и аттестованным персоналом, а также с инструментальной базой, достаточной для проведения работ, указанных в п.п. 216-218 ФНП по ПС, то проведение комплексного обследования рельсовых путей допускается проводить силами упомянутого подразделения.
Вопрос от 17.10.2018:
В управление поступило обращение по вопросу проведения комплексного обследования крановых путей?
При этом при проведении комплексного обследования рельсовых путей грузоподъемных машин необходимо руководствоваться Методическими указаниями "Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин" РД 10-138-97, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 28.03.1997 № 14, в ред. Изменения № 1, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 30.03.2000 № 12 (далее — Методические указания). Методические указания служат руководством по проведению обследования крановых путей и определяют, в том числе, виды работ, включаемые в комплексное обследование крановых путей, а также поэлементное обследование крановых путей.
В соответствии с Методическими указаниями рельсовый крановый путь — устройство (сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и креплений направляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвижения по нему грузоподъемных машин на рельсовом ходу. При этом понятие «рельсовый путь», используемое в ФНП по ПС, соответствует понятию «рельсовый крановый путь» приведенному в Методических указаниях.
Вопрос от 06.2019:
Содержит ли обязательные требования к проведению обследования крановых путей РД 10-138-97?
Ответ: В связи с Вашим обращением, поступившим по информационным системам общего пользования 15.05.2019, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что РД 11-127-96, РД 10-138-97, РД 50:48:0075.03.05 и другие РД по крановым путям являются документами рекомендательного характера.
Вопрос от 06.2019:
В управление поступило обращение по вопросу необходимости обследования элементов несущих строительных конструкций здания при проведении комплексного обследования подкрановых путей?
Согласно пункту 216 ФНП периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями и включает выполнение следующего комплекса работ:
- проверку наличия службы эксплуатации опасного производственного объекта, отвечающей за состояние рельсовых путей;
- проверку наличия проектной и эксплуатационной документации;
- поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния рельсового пути;
- подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления, и составление ведомости дефектов.
Согласно разделу 3 методических указаний «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин» РД-10-138-97, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 28.03.1997 № 41 (далее — РД), под рельсовым крановым путем понимается устройство (сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и креплений направляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвижения по нему грузоподъемных машин на рельсовом ходу.
В соответствии с ФНП при обследовании рельсовых путей проводится проверка элементов, входящих в рельсовый путь.
В соответствии с РД строительные конструкции (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы), предназначенные для опирания (подвески) рельсового кранового пути, восприятия крановых нагрузок и обеспечения пространственной жесткости и устойчивости каркаса, относятся к подкрановым строительным конструкциям, проверка которых согласно ФНП при комплексном обследовании рельсового пути не предусмотрена.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Компания «Атлант Кран» проводит комплексное обследование кранового пути. Эта плановая процедура обезопасит работу персонала с конструкцией и ее использование. Обследование проводится, если на объекте возможен фактический, геодезический и инструментальный контроль.
По результатам проверки предоставляется акт о состоянии крановых путей. При необходимости даются указания по ремонту и обслуживанию конструкции.
Что проверит наш специалист во время осмотра?
Обследование крановых путей – комплексный процесс. Он содержит:
- Контроль проектной и эксплуатационной документации.
- Фактический осмотр на наличие дефектов.
- Инструментальные замеры, например — измерение уклона рельсового пути.
- Геодезическую съемку. Проверяются геометрические параметры пути крана, прямолинейность движения ходовых элементов.
После обследования эксперт составляет отчет с результатами проверки крановых путей. Такой отчет содержит:
- полученные показатели замеров – ширина колеи, стыковые зазоры и т.п.;
- ведомость дефектов, в которой отражаются несоответствие плановых показателей к реальным (например, несовпадение рельсов в плане и по высоте в стыках);
- общее заключение, указания насчет ремонта или дальнейшего использования.
Частота и цели технического обследования крановых путей
Штатная частота проверки состояния крановых путей – раз в 3 года. Это относится как к конструкции, только что введенной в эксплуатацию, так и к уже прошедшей проверку без замечаний. Процедура может быть проведена повторно вне сроков в таких случаях:
- если при предыдущей проверке или эксплуатации были обнаружены опасные дефекты;
- по предписанию Ростехнадзора;
- после стихийного бедствия (наводнение, землетрясение, буря);
- при возникновении подозрений на дефектность у представителей эксплуатирующей компании или у владельца оборудования.
Закажите обследование кранового пути в «Атлант Кран»
Для выполнения обследования требуется высокая квалификация эксперта, наличие лицензии у проверяющей компании. От качества обследования зависит безопасность персонала, стабильность работы предприятия и стоимость ремонта, которая будет возрастать, если поломку не исправить вовремя.
Мы работаем в крановой сфере больше 10 лет, на нашем счету сотни успешных обследований. Вы можете заказать услугу, использовав кнопку «Заказать звонок» в правом верхнем углу сайта или позвонив по телефону для получения бесплатной консультации.