Содержание
Технологические эстакады из металлоконструкций имеют большой запас прочности, просто устанавливаются, долго эксплуатируются. Понять как проходить процесс их проектирования и производства, поможет этот материал.
Что такое технологическая эстакада
Технологическая эстакада — это конструкция, предназначенная для фиксации систем и трубопроводов над землей. Такие строения уменьшают стоимость проведения монтажа, обеспечивают быстрый доступ к коммуникациям для проведения профилактических работ или в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Предназначение и типы эстакад
Технологические эстакады разделяются по типам в зависимости от их предназначения. Принято выделять следующие виды конструкций:
-
промышленные — используются для разгрузочно-погрузочных работ на производственных предприятиях;
-
технические (проходные, комбинированные)—нужны для прокладки кабелей, трубопроводов или инженерных сетей;
-
крановые — применяются для передвижения кранов;
-
железобетонные эстакады — обеспечивают связь конструкций нефтяной промышленности с берегом;
-
транспортные — нужны для пропуска автомобилей, пешеходов и поездов.
Монтаж технологических эстакад проводится в строгом соответствии с разрешительными нормами и правилами строительства.
Нормативная документация необходимая при строительстве эстакад
При строительстве эстакад используют определенный список документов. В этот комплект входят следующие ГОСТы:
-
ГОСТ 23235-78 «Эстакады одноярусные под технологические трубопроводы.
Типы и основные параметры»; -
ГОСТ 23236-78 «Эстакады двухъярусные под технологические трубопроводы»;
-
Серия 3.013.9-1 «Открытые крановые эстакады»;
-
Серия 3.014.1-2 «Разгрузочные железнодорожные эстакады для складов минеральных удобрений высотой 3,0; 4,5; 6,0; 7,5 м»;
-
Серия 3.015-16.94 «Эстакады одноярусные под технологические трубопроводы»;
-
Серия 3.016.1-9 «Железобетонные конструкции проходных и не проходных кабельных эстакад.»;
-
Серия 3.016.1-11 «Эстакады железобетонные комбинированные под технологические трубопроводы и кабели.»;
-
Серия 3.016.1-17.93 «Эстакады кабельные железобетонные проходные малой, средней и повышенной емкости.»;
-
Серия 3.016.2-12 «Металлические конструкции проходных и не проходных кабельных эстакад.»;
-
Серия ИС-01-08/67 «Открытые крановые эстакады»;
-
Серия ИС-01-03. «Унифицированные сборные железобетонные одноярусные эстакады под технологические трубопроводы. Шаг опор 12 метров.».
Проектирование и монтаж ведется согласно нормативной документации. В процессе строительства важно обеспечить расчетный уровень нагрузки на конструкции.
Контроль качества металлоконструкций эстакад
Металлоконструкции, используемые для эстакад, проверяются специалистами по следующим параметрам:
-
качество стали;
-
качество сварных швов.
Контроль осуществляется на всех производственных этапах от проектирования до монтажа. МК эстакады отбираются из партии, проверяются на соответствие с выявлением возможных дефектов, соблюдением проектных марок стали, сварных швов и антикоррозийного покрытия.
Проектирование металлоконструкций для технологических эстакад
Перед производством металлоконструкций проводится обязательное проектирование технологической эстакады. В деталировочных чертежах указывается количество и наименование элементов, которые будут произведены на заводе.
Особенности проектирования
Технологическая эстакада — важный объект инфраструктуры, имеющий определенные особенности при проектировании. Среди них можно выделить:
-
расчет длины температурных блоков, располагающиеся в продольном направлении и скомпонованные с промежуточными, концевыми и анкерными опорами;
-
расчет типов нагрузок, возникающих вследствие воздействия веса эстакадного сооружения, трубопроводов и арматуры с опорными элементами, изоляции и футеровки, транспортируемых веществ, отложений, возникающих внутри трубопроводов при эксплуатации;
-
расчет других типов нагрузок — температурных колебаний, климатических изменений, внутреннего давления в трубах, веса обслуживающего персонала, ремонтных материалов, производственной пыли, ветра и снега.
Все показатели отражаются в проектной документации и учитываются на этапе производства металлоконструкций.
Исходные данные и технологическое задание
Исходными данными считается — технологическое задание, район строительства с учетом климатических и иных факторов, генплан местности с указанием всех подземных и наземных коммуникаций, сведения инженерной геологии. При составлении технологического задания учитываются сведения по трубопроводной трассе, характеристикам трубопроводов, возможным нагрузками, дополнительным конструкциям для обслуживания трубопроводов.
Объемно-планировочные решения при проектировании
Объемно — планировочные решения при проектировании строятся на основе утвержденных типовых узлов и конструкций. СНиП II-89-90 является основным документом, который регламентирует прокладку трубопроводов. На основе противопожарных норм и правил выбирается расстояние прокладываемых сетей до зданий и сооружений. Технологические трассы располагают вдоль автомобильных трасс. Высота низких опор и эстакад варьируется в пределах 0,3-1,2 м. Конкретное значение зависит от уклона и планировки участков. Высота длинных опор и эстакад должна быть кратной 0,6 м, чтобы обеспечить комфортный проезд автомобильного и железнодорожного транспорта. Расстояние между опорами зависит от особенностей труб, определяется в пределах 12-30 м с шагом 6 м.
Этапы проектирования
Проектирование технологических трасс ведется поэтапно с согласованием заказчика. Сбор документации ведется по следующему алгоритму:
-
разрабатывается технологическое задание (проект стадии «П»), которое подвергается экспертизе;
-
разрабатывается проект стадии «Р».
Именно на основании проектной документации стадии «П» получают разрешение на строительство, определяют стоимость строительных и монтажных работ, формируют полное представление о предназначении конструкции и ее будущего использования.
Цены и сроки выполнения работ
Конкретная стоимость проектирования зависит от большого количества факторов:
-
сложности заказа;
-
сроков его исполнения;
-
наличия типовых решений и т.д.
Проконсультироваться по цене можно при обращении в проектное бюро. Специалисты центра ответят на любые вопросы при предоставлении заказчиком технического задания на будущую конструкцию.
Производство металлоконструкций для технологических эстакад
Для технологических эстакад строительные металлоконструкции производятся на заводах с обязательным соблюдением технологий и систематическими проверками качества деталей.
Особенности производства
Среди особенностей производства можно выделить применение обязательной пескоструйной обработки элементов, нанесение на поверхности лакокрасочного и антикоррозийного покрытия для обеспечения долгого эксплуатационного ресурса конструкций. Также на каждом этапе изготовления МК проводится контроль геометрических параметров и качества сварных соединений.
Этапы производства эстакад
Технологические эстакады производятся поэтапно:
-
проектирование — проводится расчет основных параметров конструкции и построение рабочих чертежей;
-
подбор материалов — закупается сырье с характеристиками, соответствующими заявленным требованиям к несущей способности и коррозионной устойчивости;
-
изготовление — на заводах производятся металлоконструкции и отдельные узлы эстакад;
-
доставка элементов на место строительства;
-
сборка эстакады и ее установка на основание.
Одним из обязательных этапов производства является экспертная оценка и формирование комплекта разрешительных документов, дающих право на последующую эксплуатацию конструкции.
Цены и сроки выполнения работ
Сроки производства технологических эстакад зависят от сложности объекта, загруженности цехов, полноты проектных документов. Цена определяется в зависимости от количества и типа конструкций:
-
сварные и подкрановые балки стоят в среднем от 20000 рублей за единицу;
-
фермы — от 17000 рублей;
-
перекрытия — от 15000;
-
прогоны — от 14000 и т.д.
Общие затраты рассчитываются еще на этапе проектирования. Полученная цифра является приблизительной, если не заключены договора на производство МК.
Технологические эстакады позволяют сэкономить полезное пространство, увеличивают качество логистики и дальнейшей эксплуатации основных инфраструктурных узлов.