Наиболее важным фактором размещения машиностроительных предприятий являются

Автор: | 12.03.2024

Машиностроительный комплекс (МС)- крупнейший из промышленных комплексов, главная задача которого вооружать народное хозяйство новым, все более совершенным оборудованием и машинами.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенное воздействие социально-демографических экономических факторов, например, обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, наличие развитой научной базы, специализация и кооперирование производства.

Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовление одного продукта (услуги), части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве.

В машиностроении специализацию подразделяют на предметную, подетальную, технологическую, функциональную:

a)предметная — выпуск готовых изделий (конечных видов продукции — машин и оборудования);

b)подетальная — производство и поставка по кооперации отдельных частей и деталей;

c)технологическая — производство и поставка полуфабрикатов;

d)функциональная — производство и предоставление услуг.

Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения. Она дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации производственных процессов, что повышает эффективность развития производства (повышение производительности труда и качество продукции и т. п.).

Развитие всех видов специализации в промышленном производстве обусловило широкие связи по кооперативным поставкам между предприятиями различных отраслей народного хозяйства.

Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную технологическую операцию. Кооперирование способствует повышению технического уровня производства, внедрению передовых форм организации производства, лучшему использованию производственных мощностей.

Массовый и крупносерийный выпуск готовой продукции и полуфабрикатов настолько снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперативных связей или поставок продукции потребителям затраты на дальние перевозки.

В различных районах страны созданы комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых заводы-филиалы, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов.

Такая организация производства позволяет создавать заводы-филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, которая привела к сильной монополизации производства (до 80%). В настоящее время только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), картофелеуборочные комбайны (Рязань).

Наукоемкость — один из важнейших факторов размещения машиностроительных предприятий — ориентация на научный потенциал (тяготение к районам с развитой научной базой). Развитие машиностроения невозможно без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство наиболее сложной и прогрессивной техники концентрируется в районах, обладающих высокоразвитой научной базой (НИИ, опытные заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани ит. д.).

Трудоемкость(большие затраты труда и высокая квалификация используемого труда) изготавливаемой в машиностроении продукции обусловило тяготение многих его отраслей к районам сосредоточения трудовых ресурсов. На пример, для производства одной тонны минеральных удобрений надо затратить 2-3 часа. Вес ткацкого станка всего в два раза больше, но чтобы его изготовить необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Высокая трудоемкость присуща производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск, Зеленоград и т.д.), авиационной промышленности (Казань, Самара и т.д.), станкостроению (Москва и т.д.).

Ориентация на потребителя.Продукция машиностроения очень разнообразна, используется как в различных отраслях машиностроения (станки, прессы, инструменты, электроприборы), так и в других производственных комплексах (энергетическое, горно-шахтное оборудование, крупные речные и морские суда и т.д.). Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителей продукции, что связано с низкой траспортабельностью отдельных видов продукции в следствии его большого веса и крупных размеров. Данную продукцию выгоднее производить в районах ее потребления. Например, тракторы для вывозки леса (трелевочные) производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов- на- Дону), и т.д.. Отмеченные выше особенности размещения машиностроения определяют большую роль и значение транспортного факторав осуществлении поставок по кооперации и обеспечению готовой продукцией потребителей. Машиностроительные предприятия размещаются на крупных транспортных магистралях, так как развитая транспортная сеть, возможность использовать различные виды транспорта позволяет повысить надежность связей по кооперации и обеспечить экономическую эффективность производства. Влияние данного фактора объясняется и тем, что создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специализации машиностроительных предприятий и сложностью выпускаемой продукции. Например, Волжский автозавод связан по кооперативным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше ста комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей. Таким образом, при большом разнообразии поставляемых изделий и материалов, не всегда возможно создание всех предприятий-смежников в районе расположения сборочного конвейера (головного) предприятия.

Военно-стратегический фактор. Предприятие, выпускающее продукцию оборонного назначения (ВПК) размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило в удалении от границ.

В следствии многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Но его специализация и роль в хозяйстве отдельных территорий неодинаково. Во-первых, в различных частях и регионах страны уровень развития машиностроения неодинаков. Во-вторых, на различных территориях набор машиностроительных отраслей и их значение различны. В одних районах те или иные отрасли имеют общегосударственное значение, то есть являются отраслями их специализации, в других — удовлетворяют потребности только данного района.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Факторы размещения машиностроения

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.

Основными факторами для всех отраслей являются:

  1. Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
  2. Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
  3. Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
  4. Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
  5. Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
  6. Территориальная концентрация

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.

К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.

География машиностроения

Наиболее значимым фактором размещения предприятий машиностроения служат традиции развития промышленности в конкретных географических условиях. Так, к примеру, в США сосредоточенны предприятия тяжелого машиностроения, так как здесь большое скопление металлургических и химических месторождений. Здесь располагаются самые крупные автомобильные и авиационные заводы.

Определенная география машиностроения прослеживается не только в отдельной стране, но и во всем мире.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Например, юг США, Австралия, Канада и часть Аргентины, всегда являлись районами, в которых отлично развито сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Что приводит к большому спросу на сельскохозяйственную промышленность и оборудования переработки пищевых продуктов.

Иногда определяющим фактором размещения того или иного производства является фактор производства. Это в основном относится к металлоемкому производству.

Главные черты размещения машиностроения

Машиностроение развито на всей территории России, но развито оно не одинаково.

Между западными и восточными странами разный уровень развития. Сложилось так, что большая часть производства сосредоточенна на Европейской части России. На эти районы приходится более 90% продукции.

Даже на Европейской части России производство развито не одинаково. 70% приходится на Урал, Центральную Россию и Поволжье.

Машиностроение располагается в основном в крупных городах, таких как Москва, Екатеринбург, Новосибирск и др.

География машиностроения России

Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.

Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).

Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.

Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.

Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.

Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.

Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.

Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.

Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.

Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.

Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.

Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

1 ответ

Машиностроение – отрасль промышленности, производящая машины, механизмы, оборудование для других отраслей производства.

Размещение предприятий машиностроения учитывает ряд факторов.

  • Наукоёмкий фактор. На него ориентируются предприятия требующие использования и внедрения научных разработок.
  • Трудоёмкий фактор. На наличие большого количества трудовых ресурсов ориентируются предприятия, требующие значительных затрат труда.
  • Потребительский фактор. Некоторые машины и оборудование сложно транспортировать, поэтому их размещают у потребителя.
  • Металлоёмкий фактор. Для производства ряда машин, оборудования необходимо много сырья, то есть металла. Поэтому такие предприятия размещают вблизи металлургических баз.
  • Транспортный фактор. Он очень важен для предприятий машиностроения, так как в отрасли используются такие формы организации производства как специализация и кооперирование. А это требует в свою очередь развития транспортной сети, для развития производственных связей.

Каждая отрасль машиностроения при размещении учитывает разные факторы. Нельзя выделить какой-то один решающий. Из всех факторов размещения скорее всего самым важным является транспортный.

Читайте также  Можжевельники не горящие на солнце

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *