Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами". Цель:— формировать первичное представления детей о зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka111.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытая образовательная деятельность
Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"
— формировать первичное представления детей о зимующих птицах;
— научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.
— расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;
— формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);
— развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;
— воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.
Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.
Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ———- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.
Кто два раза родится:
в первый раз гладкий,
а второй раз — мягкий. (Птица)
— Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).
— Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.
Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.
Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.
Обращая внимание на поведение птиц ( птицы не поют, не чирикают , редко летают).
Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Кто это… (Воробей)
Дети хором отвечают. Правильно!
Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.
— Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).
-Чем мы можем подкармливать птиц? ( Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).
Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).
— А на участке у нас есть кормушка?
Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.
Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.
Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.
Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.
На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.
Работа с наглядностью.
— Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).
— По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .
— Скажите, что делают птицы?
— Назовите птиц, которых вы узнали?
— Какие это птицы. (Зимующие).
— Почему мы их так называем?
— Поют ли птицы зимой? ( Да, но нет такого многоголосья).
— Кто из птиц чирикает? (Воробей).
— Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).
— Кто из птиц каркает? (Ворона)
— Голоса каких птиц Вы слышите?
— Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».
Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.
Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.
-Чем мы с вами сегодня занимались?
— Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?
— Много ли птиц зимой в нашем городе?
— Поют ли птицы зимой?
— Чем питаются птицы зимой?
— Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?
Что ты хочешь узнать?
Ответ
Проверено экспертом
1. Наблюдать — это инфинитив, он может быть любым членом предложения. Если он стоит на первом месте, а второй главный член предложения выражен существительным, то инфинитив — подлежащее, а существительное — сказуемое. Всё зависит от места в предложении. Например: ОБЛИВАТЬСЯ (сказуемое) холодной водой — необходимое УСЛОВИЕ (сказуемое) закаливания.
2. Подлежащим может быть местоимение, в данном случае вопросительное. Оно указывает на лицо, но не называет его. Если бы предложение было таким: СОСЕД накормит кота? Тут вопрос не возникает, где подлежащее, а в нашем предложении местоимение КТО заменяет существительное, поэтому выполняет роль подлежащего. Сравни: ОН накормит кота? НИКТО не накормит кота.
3. Это сложное предложение, поэтому нужно рассматривать главные члены предложения в каждой части. НЕЛЬЗЯ НЕ ЛЮБИТЬ — это сказуемое в односоставном безличном предложении, здесь просто нет подлежащего. Слово КОТОРЫЙ — это опять-таки местоимение, относительное. Чтобы правильно определить его синтаксическую функцию, нужно найти слово в главном предложении, которое это местоимение заменяет. Это слово КОТА. Ставим мысленно это слово вместо КОТОРЫЙ, получается КОТ живет в нашем дома, это подлежащее, значит и который тоже подлежащее.
СРАВНИ: Вот дом, который построил ДЖЕК. (Джек построил (кого? что?) дом, (кого? что?) который — это дополнение.
4. Что-то хулиганское — это неделимое по смыслу словосочетание (неопределенное местоимение + имя прилагательное): что-то непонятное, что-то интересное.
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
“ Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля ”.
Птицы – единственно доступный для наблюдения детей в городе объект живой природы в естественных условиях. Птицы живут рядом с людьми, но многие не замечают птиц. У детей птицы вызывают желание догнать, поймать, и многие взрослые, к сожалению, поддерживают это желание. Наша с вами задача привлечь внимание детей к птицам, научить наблюдать за птицами, не нанося им вред.
В выходные дни, гуляя с детьми, обращайте внимание ребёнка на птиц. Напомните правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы,
поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам,
мы мешаем им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками,
они живые, им больно.
Темы наблюдения за птицами в этом месяце:
«Птицы – наши соседи» и «Перелётные птицы».
Привлечь внимание детей к птицам.
Расширять представления детей о способах правильного взаимодействия с птицами.
Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Развивать интерес к изменениям в природе родного края.
Вы можете предложить ребёнку самостоятельно понаблюдать за птицами, а потом рассказать вам о своих наблюдениях. Ваша задача подвести итог наблюдениям ребёнка, дать обобщенный ответ на поставленный вопрос.
Задание ребёнку : понаблюдать за птицами.
Выяснить, строение птиц, что есть у птицы,
как птицы передвигаются, что они умеют делать.
Вывод после разговора с ребёнком.
Птицы – живые, у них есть голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост. На голове у птиц клюв и два глаза. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.
Исследование «Чем питаются птицы в городе?»
Задание ребёнку: понаблюдать за птицами.
Выяснить, чем птицы питаются, где они в городе находят корм.
Вывод после разговора с ребёнком.
Птицы, которые живут в городе, едят разный корм. Птицы клюют ягоды, плоды, семена растений, крошки хлеба, семечки. Корм они находят на деревьях, кустах, на дорожках.
Исследование «Как птицы отдыхают?»
Задание ребёнку: понаблюдать за птицами. Выяснить,
птицы отдыхают или нет. Если отдыхают, то когда и где?
Вывод после разговора с ребёнком.
Птицы, всё время двигаются, чтобы найти себе корм.
С заходом солнца птицы взлетают на деревья или крыши домом и отдыхают. Ночью птицы спят.
«Как птицы относятся друг к другу и к людям?»
Задание ребёнку: понаблюдать за птицами.
Выяснить, взаимоотношения птиц друг с другом и людьми.
Вывод после разговора с ребёнком.
Некоторые птицы (воробьи, голуби) живут вместе. Они вместе ищут корм, иногда дерутся из-за корма. Другие птицы (сорока) летают по одному. Все птицы боятся людей.
Расскажите детям о птицах, наших соседях.
Эта птица – круглый год
Во дворе у нас живёт
Громко с самого утра:
Воробей – удивительная птица, маленькая, а людей не боится. Пёрышки у него коричнево-бурые, клювик маленький, острый. Воробьи всеядны: весной и летом комаров, да мошек ловят, птенчиков кормят. Осенью и зимой ягоды клюют, зёрнышки подбирают, да крошки собирают. Воробьи шустрые, проворные, хитрые, смелые, драчливые, задиристые. С утра до вечера слышим мы чириканье воробьёв. Живут они стайками, друг за другом летают, друг другу помогают. Вместе и корм легче найти, и от врага защититься. Днём воробьи везде летают, на ночь под крышу дома или на деревьях прячутся.
Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Важно по двору шагает,
Крошки дружно подбирает.
Ждёт тебя, иди скорей,
Голубь доверчивая птица, нас она не боится. Голубя сизым называют, тёмно-серые с синеватым отливом перья его украшают. Голуби – дружные птицы, большими стаями по городу летают, друг друга от беды защищают. Питается голубь различными семенами, зерном, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
Сравните воробья и голубя. Воробьи чирикают, а голуби воркуют. У воробья крылья маленькие, когда он летает, часто ими махает. Голубь крупная птица, с длинными крыльями, поэтому и парит голубь в воздухе, плавно спускаясь на землю. Воробей на земле прыгает в поисках корма, а голубь важно шагает, переваливаясь с ноги на ногу.
Часто в городе можно увидит сороку и ворону.
Сильная, большая птица
Собак не боится!
Очень важная персона –
Ворона крупная чёрно-серая птица, никого не боится. Мусорные свалки предпочитает, пищу разную там поедает. Ворона умная птица, друзей защищает, врагов прогоняет. Любит ворона развлекаться, с горки кататься, в игры разные играть, людей удивлять. Игры ворон. Одна ворона взлетает высоко вверх и роняет какой-нибудь предмет, другая подхватывает его недалеко от земли и летит вверх. Вороны меняются местами. Вторая бросает игрушки, а первая ловит. Затем вороны опять меняются местами. Ворона каркает, но может воспроизводить смех человека, лай собак. Она любит дразнить собак, подражая их лаю. Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица.
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
Чёрный хвостик и спина.
Голова и та черна.
У неё два белых бока.
Прилетела к нам …
Сороку – белобокой называют, у неё чёрные – крылья да голова, белые – живот да бока. Длинный хвост, да крепкий клюв. Быстро, плавно летает, разную пищу поедает.
Сороку – воровкой называют, блестящие предметы в гнездо она собирает.
Сороку – стрекотухой прозвали, «лесным сторожем» назвали. «Ча-ча-ча» – стрекочет сорока. Без причины сорока не стрекочет, так народ утверждает. Громким стрекотанием сорока об опасности лесных жителей предупреждает.
В начале октября – массовый отлёт певчих птиц.
А вы знаете, что по лесному календарю наступил месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Расскажите детям о перелётных птицах.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Перёлётные птицы – это птицы, которые каждый год осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются на Родину. Как ты думаешь, почему птицы покидают родные места? … Самое главное для птиц – это еда. Пища даёт птицам энергию для полёта, согревает их в холодные дни. А чем питаются птицы? … Есть птицы насекомоядные, есть птицы всеядные, а есть растительноядные. Осенью, когда холода наступают, насекомые исчезают. Поэтому первыми покидают нас насекомоядные птицы, те, что питаются насекомыми: стрижи и ласточки, жаворонки и трясогузки, кукушки и скворцы. Птицы собираются в большие стаи и улетают в тёплые края. Почему птицы собираются в стаи перед дальним полётом. Вместе легче и от врагов защититься, и в дороге не заблудиться. Куда же улетают наши птицы? … Ласточки, стрижи и кукушки полетели в Африку, скворцы в Индию, грачи в Крым и на Кавказ.
Становится все холоднее и холоднее, пролетают первые снежинки. Скоро реки и озёра покроются льдом. А какие птицы живут на реках и озёрах. Журавли и лебеди, гуси и утки – это водоплавающие птицы. Они живут и питаются на озёрах и реках нашей области. Но когда мороз скуёт льдом реки и озёра, водоплавающие птицы покинут нас, полетят на юг, туда, где реки и озёра не замерзают. Печальные крики журавлей раздадутся с небес. Не хотят птицы покидать свою Родину, да нужда заставляет.