На ильин день стогов не мечут

Автор: | 12.03.2024

Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "На Ильин день стогов не мечут, спалит грозой." в других словарях:

ИЛЬИН-ДЕНЬ — ИЛЬИН ДЕНЬ, 20 июля. Не теперь Илья, сошью и я, говорят о непраздничной работе. Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает, 20 июля. Петр с колосом (29 июня), Ильяс колобом. Пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Первый сноп, первый осенний… … Толковый словарь Даля

Народные приметы "Ильина дня" — 2 августа День пророка Илии Илья пророк по народным поверьям считался покровителем грома, в Ильин день опасно работать в поле: может убить молнией. Илья лето кончает. Петр и Павел на час день убавил, и Илья Пророк два уволок. Придет Петрок… … Энциклопедия ньюсмейкеров

МЕСЯЦЕСЛОВ — Январь. году начало, зиме середка. Перелом зимы. Январь два часа дня прибавит (к 31 января прибудет 2 ч. 20 мин.). 1. Васильев день, авсень, таусень. Новый год. Гадания; варят кашу, щедрованье, обсыпают зерном и пр. Уроди, Боже, всякого жита по… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

2 августа — День пророка Илии

Илья-пророк — по народным поверьям считался покровителем грома, в Ильин день опасно работать в поле: может убить молнией. Илья лето кончает.

Петр и Павел на час день убавил, и Илья Пророк — два уволок.

Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.

С Ильина дня ночь длинна.

Во что Илья, в то и Воздвиженье (27 сентября). После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи.

На Илью до обеда лето, а после обеда — осень. Придет Илья — принесет гнилья.

На Ильин день и камень прозябнет (начинаются утренники).

До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет.

До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня — против ветра.

Илья грозы держит и наводит.

О грозе в народе говорят: Илья по небу на шести жеребцах ездит.

Поскольку Илья Пророк назван также громовиком, то в этот день особенное значение приобретают приметы, связанные с дождем, грозой, громом.

Илья Пророк — громобой.

Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.

Гром беспрерывный — будет град.

Гром гремит долго и не резко — к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно — будет ясно.

Ильинским дождем умываются и окачивают скотину от призора.

До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.

Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год.

До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня- из закрома.

На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро- много.

Ильинская пятница без дождя — пожаров много.

Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой.

На Илью грех возить сено — Илья его сожжет.

На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой.

Илья Пророк — косьбе срок.

На Илью грех сено возить — Илья его сожжет.

До Ильина дня сено сметать- пуд меду в него накласть, а после Ильина дня — пуд навозу.

Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить.

На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой.

С Ильина дня защипывают (собирают) горох.

Илья жниво начинает — лето кончает.

Петр с колоском, Илья — с колобком.

Когда на Ильин день бывает гроза, то говорят, что Илья Пророк поехал копенки считать.

Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Фрола и Лавра, а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня (14 сентября).

Новая новина на Ильин день — сеют на Ильинской (первой) соломе.

К Ильину дню хоть кнутом прохлыстни, да заборони (пары).

До Ильина дня хоть одним зубом подери (пашню под озимье).

В Ильин день если с утра облачно, то озимый сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень — средний сев, а если вечером — сев поздний и урожай плохой.

а Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля.

С Ильи Пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.

На Ильин день зверь и гад бродит по воле.

С Ильина дня начинаются утренники.

Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается.

После Ильина дня комары перестают кусаться.

В день Ильи капусту накрывают горшком, чтобы была бела.

После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.

На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезают первые соты.

До Ильи грачи поодиночке, а после — большими стаями.

Ильинский рой не в корысть поздний (то есть не успевает запастись пищей).

До Ильи мужик купается, а с Ильи — с рекой прощается.

С Ильина дня вода студена станет, купаться нельзя.

Если купаться после Ильина дня, то можно утонуть или заболеть.

С Ильина дня на деревьях лист желтеет, а в реках и озерах вода остывает — оттого, что в этот день будто бы через реку олень переплыл и воду остудил.

Илья Пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.

В день Ильи Пророка можно работать только на пчельнике, ибо пчела — Божья пташка, Божья работница.

RIAN 5939586.HR pic905 895x505 5460 Домострой

money Домострой

«На Илью до обеда — лето, после обеда – осень», «До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна», «До Ильи поп дождя не намолит, после Ильи и баба фартуком нагонит»: все эти народные приметы связаны со 2 августа. Ильин день на Руси всегда был одним из важнейших праздников года: несмотря на то, что в наши дни его определенно затмевает День ВДВ, когда десантники показывают, что холодной воды не боятся, и сегодня в России часто вспоминают, что на самом деле 2 августа наступает день Ильи-пророка.

С этим праздником, посвященным одному из главных христианских святых, на Руси было связано множество крестьянских поверий. Илья-пророк — повелитель грома, небесного огня и дождя, покровитель урожая и плодородия, грозный святой, который ездит по небу на золотой колеснице – требовал от крестьян уважения и подчинения, так что их благосостояние зависело от того, как они будут вести себя в этот день.

Перед Ильиным днем в деревнях пекли хлеб или специальное обрядовое печенье, а когда приходил праздник, старались воздержаться от любой работы – труд в этот день приносил вред, а не благо.

Не разрешалось ходить не только в поле, где к Ильину дню заканчивался сенокос, но даже в огород – крестьяне боялись, что если сделать это, огурцы сгниют, а капуста станет мягкой – что тогда они будут заготавливать на зиму. Кстати, до Ильина дня огурцы собирать запрещалось, равно как и горох.

«На Илью стогов не мечут — спалит Илья грозой», — гласит поговорка, предостерегавшая не в меру работящих крестьян от труда на Ильин день. В народе верили: если нарушить запрет и проявить непочтительность к грозному святому, можно погубить весь урожай. Илья-пророк, по поверью, мог сурово наказать — наслать проливные дожди на поля, поджечь молнией сено, хлев или дом, убить громом. Сгореть могло не только отдельно стоящее здание – пожаров боялись всей деревней, поэтому крестьяне строго следили за тем, чтобы соседи не появлялись в поле или на огороде. В деревнях до сих пор можно услышать страшные истории о том, как наказывает Илья-пророк за непослушание — не зря его считают грозным святым.

Боялись крестьяне в Ильин день и диких зверей – поэтому, не выходя в поле сами, не пускали туда и скотину. Они верили: в этот праздник нечистая сила вселяется в диких зверей, которые могут растерзать домашний скот. По той же причине на Илью не пускали в дом собак и кошек — они тоже могли оказаться одержимы бесами. По другому поверью, скот не выгоняли в поле просто потому, что это тоже работа, которая может рассердить повелителя дождей и молний — и рассерженный Илья, в образе которого, конечно, много от языческого Перуна, поразит громом и скотину, и пастуха.

Существовала на Ильин день и традиция жертвоприношений, которая может напомнить тем, кто читал Ветхий завет, о том, что заповедовал Бог делать иудеям. Древние евреи приносили в Храм телят, ягнят, голубей, пшеницу. Русские крестьяне на Илью-пророка делали практически то же самое.

В Вятской губернии в Ильин день крестьяне приносили в церковь ногу барана, мед, колосья свежей ржи и зеленый горох: часть из того, что они жертвовали, оставалось в храме, остальное они уносили домой и съедали.

Жертвоприношение было тесно связано с другой крестьянской традицией — общей трапезой, начинавшейся с заклания быка или барана.

Этот обряд Ильина дня известен как «мольба», «жертва», «мирская складчина», «братчина»: крестьянская община заранее покупала животное вскладчину и выкармливала его, чтобы зарезать на Илью, предварительно освятив и отслужив молебен. В разных регионах России в качестве жертвенного животного выбирали разные виды домашнего скота: в Олонецкой губернии это был нехолощеный бык, в Пермском крае — или бык, или теленок, в Калужской губернии — молодой барашек.

Мясо варили в котле, а после ели на улице все вместе — причем участвовать в трапезе могли и жители деревни, и гости, и даже нищие. Кровью жертвы мазали глаза и лоб, а детям — щеки: считалось, что сила и здоровье животного передастся людям.

Сегодня традиции празднования, разумеется, утрачены, а климат изменился настолько, что в этом году купаться в Центральной России и на севере нельзя было и до Ильи – что уж говорить о том, что будет после 2 августа. Однако крестьяне, да и жители городов, по-прежнему зависят от погоды.

Читайте также  На что влияет сечение провода

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *