Можно ли жать там где не сеял

Автор: | 12.03.2024

Жнет, где не сеял — русская пословица, означающая: Пользуется благами, которые не заслужил.

"Жнет, где не сеял, а собирает, где не расточал", "Жнет — не сеет, ест — не веет" (раздел — "Свое — Чужое");

"Жнет, не сеяв, молотит по чужим токам" (раздел — "Работа — Праздность").

Выражение встречается в Библии:

В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 24) сказано: «Я знал, что ты человек жестокий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал».

В Евангелии от Луки (гл. 19, ст. 21): «. Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».

В Евангелии от Иоанна (гл. 4, ст. 37) "Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет"

Видимо фраза имеет свои корни еще в древнем Риме и Греции.

Так, Гесиод (Hesiod) в Теогонии (Theogonia) (599) пишет "Atque metunt ventrem in proprium sudorem alienum" (Чужой труд (пот) жнут в свой желудок).

Эта мысль встречается у Диогена (Diogen. 2, 75) — "Чужую жнешь жатву" и Аристотеля (Aristoph. in equitibus. 392) — Alienam metens messem (Чужую жатву жнущий).

205259.p Домострой

Порой кажется, что евангельская строгость доходит до жестокой несправедливости. «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26–27), – говорит Господь в притче о талантах человеку, который по сути-то и не сделал ничего преступного. Ведь он сохранил доверенные ему блага, даже не использовал их для собственного обогащения, но честно вернул всё некогда вверенное ему Господином, вернул данный ему талант! Кажется, Бог нарушает справедливость и предъявляет к человеку требования чрезмерные, отнюдь не согласные с Его милосердием.

И все же: «Лукавый раб и ленивый!» – слышит в свой адрес недоумевающий простец. И от Кого? От Того, Кто сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Сочетание действительно поразительное. Ведь казалось, что любовь покрывает всё!

Однако ленивый раб наказывается. И наказывается жестоко, без шансов на оправдание! При этом Господь, кажется, даже не обращает внимания на обвинение простеца в жестокости. «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий…» (Мф. 25: 24), – преодолевая страх и трепет, говорит раб своему Властителю. В ответе же Господина слов о жестокой несправедливости мы не слышим, только констатацию факта: «Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал». Констатация для нас непонятная и несправедливая, но для Христа – нет.

Порой даже кажется, что спасение «ленивого» раба близко. Вот Господь умягчится простотою неудачника, поймет, что нечего с него требовать, что не со зла он не решился пойти на риск и приумножить вверенный талант… И где-то в глубине сердца так хочется в этот момент услышать желанное: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Но в действительности звучит иное: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25: 30).

Почему. Что сделал этот несчастный простец, водворяемый ныне в бездны вечных мучений. Ответ непрост. Как жизнь. Жизнь, которой так хочется распоряжаться по-своему. Даже добро делать хочется согласно своим расчетам и планам, согласно своему пониманию, возможностям и настроению. И главное – что в этом действительно нет ничего плохого! Ведь ничего дурного человек не делает, напротив – хороший семьянин, добросовестный работник. Кажется, всё вкладывается в норму христианской нравственности.

Наверное, так же думал и несчастный из притчи. Думал, что ничего скверного не делает, что живет «как все»: не грабит, не убивает, соседям дорогу не переходит… И всё действительно было бы неплохо, если бы в Евангелии не было Христа! В таком случае жизнь несчастного была бы примером, хотя и не во всем похвальным, но в целом – очень даже неплохим.

Однако: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 5–6).

Факт остается неизменным: смысл жизни – во Христе!

Факт остается неизменным: смысл жизни – во Христе! Не в хорошем воспитании, не в добрых отношениях с близкими, даже не в помощи бедным и нуждающимся! Всё это без Христа – напрасно закопанный талант! Причем его можно закопать во что угодно: в себялюбие, в честность, справедливость – не столь важно. Можно даже надеяться расплатиться им с Творцом, представить в виде доказательства своего благоразумия и нравственной полноценности!

И всё же Господь в этом смысле несправедлив, потому что во все времена те, кто надеялся подобным образом рассчитаться с Богом чем-нибудь иным, кроме смирения, слышали всё те же слова: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26–27).

Господь дал человеку не только разум, не только таланты, профессиональный успех. Вся жизнь – дар Божий! Это и есть та нива, только на первый взгляд принадлежащая нам и лишь частью засеянная Творцом. На самом же деле – всё это удел Божий! Поэтому ленивый раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, но ему следовало бояться, «как бы не оказаться бесполезным для Него» (святитель Григорий Великий)!

Раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, а «как бы не оказаться бесполезным для Него» (святитель Григорий Великий)

Каждый, кто приходит ко Христу, берет на себя обязательство служить Ему всегда и везде! Христианин не может быть «бесполезным», не может оставаться законсервированной «вещью в себе». Именно живое устремление, желание каждый день находить в обстоятельствах собственной жизни поводы доказать свою верность Христу и являются характеристиками истинной веры.

Господь «жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал»… А значит, мы не имеем права торговаться с Богом! «Справедливых» отношений всё равно не получится, потому что ради нашего же блага Создатель ставит милосердие выше справедливости! Иного пути нет: мы обязаны признать Его право на каждую часть, каждую сферу нашей жизни – и в ней, по мере возможности, послужить Творцу.

Причем сделать это возможно лишь в Церкви, где Христос – всё и во всем! Потому что быть честным и добрым – далеко еще не значит быть Христовым!

Разработка используется для закрепления темы "Жизнь первобытных людей" через решение практикоориенированных заданий.

Содержимое разработки

Задача: «Какими были древнейшие орудия труда?»

Ученые предполагают, что люди, жившие более 2 млн. лет назад, изготавливали и использовали такие орудия труда, как заостренные камни, палки-копалки и дубины.

На чем основаны предположения ученых? Откуда они об этом знают?

Раскопки не могут дать представления о деревянных орудиях труда, ведь дерево гниет. Об этом можно только догадываться, прямых доказательств нет. Кое-где на островах Океании, в глубинах Африканского материка живут племена, отставшие в своем развитии. Эти племена не выращивают растений, не разводят скот, не знают металлов. Они занимаются охотой и собирательством. Изучая жизнь этих племен, ученые предполагают, что и 2 млн. лет назад древнейшие люди делали орудия труда не только из камня, но и из дерева.

Точно так же, изучая наскальные рисунки первобытных людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, ученые находят на этих рисунках орудия из дерева (рисунки в учебнике). На этом основании можно предположить, что и далекие предки первобытных художников тоже использовали дерево как материал для орудий труда.

Задача: «Пятно от костра»

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?

Первобытные люди, о которых идет речь в задаче, умели пользоваться огнем.

Толщина пепла расскажет о том, как долго жили люди на этой стоянке.

Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.

Задача: «Древние могилы»

Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил.

Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.

Для решения задачи необходимо знание того, что еще в первобытные времена зародилась вера в душу и ее посмертное существование. Задача может быть предложена как до изучения материала о «стране мертвых» (§3, п.4), так и после (как закрепление изученного).

«Для археолога погребения – очень ценный и особенный исторический источник. Дело в том, что вещи и вообще все остатки прошлого, которые находят на стоянках, селищах, городищах, в большинстве случаев сильно попорчены временем. Строения разрушены или сожжены, вещи были когда-то или потеряны, или брошены как пришедшие в негодность. Время разбросало и перемешало все это. В погребениях же царит полный порядок, если они не были разрыты и ограблены, все вещи находятся в том же положении, в каком они были поставлены и положены во время захоронения. Украшения находятся на тех местах, где их обычно носили: височные кольца у висков черепа, перстни и браслеты на пальцах и запястьях скелета, пуговицы лежат в том порядке, в каком они были пришиты. Пусть сама одежда истлела, но если ряд пуговиц доходит до колен костяка, то можно уже с уверенностью предположить, что и платье доходило до колен или ниже. Глиняная посуда хранит остатки пищи, и если даже сосуд раздавлен землей, то все черепки остались на месте и их легко склеить.

По погребениям легко установить имущественное различие покойников, а следовательно, и того общества, которое оставило погребение. Могилы бывают богатые и бедные – от роскошных гробниц египетских фараонов и с грудами золота до скромного холмика над прахом простого земледельца или пастуха с каменным топором и горшком с полбой».

(Амальрик А.С.Ю Монгайт А.Л. Что такое археология. – М., 1966, с.44-45)

Задача: «Почему не погиб однорукий охотник?»

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?

Охота была в те времена очень опасна, в схватках часто погибали люди или лишались части тела

Племя жило в пещере и не строило хижин

Люди знали целебные травы или могли приготовить како-нибудь снадобье против заражения крови, иначе мужчина бы умер, потеряв руку.

Коллектив родственников продолжал кормить его и заботиться о нем.

Задача: «О чем может рассказать мусорная яма?»

Представьте себе, что на месте древнего поселка в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежат диким животным – оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных – свиней и коз.

Какие выводы о занятиях живших в древнем поселке людей вы сделаете? Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным, а какой второстепенным?

Главным занятием продолжала оставаться охота (об этом говорит количество костей диких животных), но уже заметную роль начинало играть скотоводство

Задача: «Каким первым арифметическим действием овладели люди?»

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.

Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, — все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.

Задача: «Можно ли жать там, где не сеял?»

Все знают поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте ответ.

Еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков (ячменя, пшеницы) использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.

Задача: «Для чего изучать черепки от горшка?»

Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.

Какая это наука? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?

Гончарство, т.е. изготовление посуды из глины, было изобретено приблизительно 10-12 тысяч лет назад.Когда в наши дни ведутся раскопки тех поселений, жители которых умели изготовлять сосуды из глины, археологи находят очень много черепков.(одежда, обувь, дерево гинет, а глина нет).

Изучение черепков позволяет сделать выводы о том, что жители изучаемого археологами поселения:

знали (или не знали) гончарное ремесло;

изготавливали сосуды на гончарном круге (или же лепили примитивным способом без круга);

торговали (или не торговали) с ближниими и дальними поселениями. Так, восстанавливая по черепкам форму разбитых сосудов, изучая состав глины, можно определить, были ли они сделаны на месте или привезены из другой области.

Читайте также  Кто питается майским жуком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *