Минимальный радиус изгиба троса

Автор: | 12.03.2024

36f868ds 100 Домострой

cf4bcf6s 960 Домострой

Дорогие друзья!
Многие пользователи лебёдок часто задаются вопросом "почему, чёрт побери, стальной трос служит так недолго и лохматится?"
Нормальный вроде бы внешне трос быстро превращается в ёжика с кучей торчащих по всей длине лопнувших проволочек. С таким тросом возможно работать только в очень толстых рукавицах, желательно с усиленными ладонями. А лучше вообще выбросить, от греха подальше…
После всего этого люди плюют на цену и бредут покупать синтетический (кевларовый, нейлоновый) трос.
Да, у него есть свои плюсы. Основной — это вес, и с ним всё понятно. А о втором мы сейчас и поговорим.

Как обычно и бывает, всё новое — это хорошо забытое старое. Ещё в далёком 1965 году в №5 журнала КиЯ (Катера и Яхты) была опубликована статья Д.А. Курбатова "Выбор стальных тросов для такелажа и устройств"
вот ССЫЛКА на её публикацию на сайте парапланеристов. Вот она же у меня на Я.Диске
Прежде, чем читать дальше, рекомендую с ней ознакомиться.

Вот ещё одна интересная СТАТЬЯ, касаемо прочности тросов для лебёдок 9000lbs. Соответственно, для лебёдок 12000lbs тросы будут прочности, соответствующей их макс. тяговым усилиям или чуть выше.

Теперь несколько цитат из статьи в журнале КиЯ:
"Важное значение имеет правильный выбор диаметра и профиля канавки (кипа) шкива, огибаемого тросом. При переходе троса через блок его проволоки, помимо растяжения от нагрузки, получают дополнительные напряжения от изгиба, от скручивания и от смятия между проволоками. Лопнувшие от усталости и износа проволоки всегда лежат в месте касания троса о блок."
"Принятые в промышленности и даже в судостроении нормы на диаметры шкивов часто оказываются неприемлемыми при проектировании оснастки парусной яхты, когда идет борьба за всемерное облегчение парусного вооружения.
Практика парусного спорта выработала следующие минимальные диаметры шкивов в зависимости от гибкости троса:"

Читайте также  Насадка для туалета после операции

994bcf6s 960 Домострой

Думаю, никто не станет утверждать, что условия применения и нагруженности тросов на больших яхтах чем-то уступают условиям для 4х4, а иногда и превышают их.
На практике, применительно к автомобильным лебёдкам, мы имеем следующие данные:
— тросы с диаметрами 9-13мм двойной свивки, т.е. предельно гибкие для металлических тросов вообще
— барабаны лебёдок имеют диаметры 63-64мм для 9000-9500lbs, и 88-89мм для 12000lbs
— шкивы блоков усиления имеют диаметры порядка 110мм.

Например фирменный блок ARB и его китайская копия redBTR. Остальные либо точно такие же (т.е. производители не утруждали себя какими бы то ни было расчётами и испытаниями, а просто взяли за основу австралов), либо соревнуются "у кого блок меньше и дешевле", т.к. 90% себестоимости блока с плоскими щёками составляет именно качественный ролик/блок и его подшипник с осью. Почему именно так? Да потому, что качественный ролик, выполненный по стандарту (а не просто выточенный из сыромятины), кроме полированной канавки имеет ещё и термообработку и цементацию поверхности трения. Это даёт существенное снижение трения с тросом, соответственно и снижение нагрузки.

По данным статьи, рекомендуемые диаметры шкивов и барабанов лебёдок должны быть 16 dтр. Критический диаметр 14 dтр.
"Только в отдельных случаях, когда трос не несет большой нагрузки и практически неподвижен на блоке, можно принимать шкивы диаметром 6/10 dтр"

А теперь посчитаем рекомендуемые диаметры барабанов и роликов для тросов 9 / 13мм:
при 12 dтр получаем — 108 / 156мм
при 14 dтр получаем — 126 / 182мм
при 16 dтр получаем — 144 / 208мм

Итого, если уж мы не можем изменить диаметры барабанов лебёдок, то для существенного повышения срока службы стальных тросов можно использовать следующее:
— тросы с как можно более тонкими проволоками, и из как можно более качественной стали
— блок усиления, для уменьшения нагрузки на барабан лебёдки (он и так довольно тонкий и сильно изгибает волокна троса, плюща и разрывая их, особенно на максимальных нагрузках)
— ролик в блоке усиления диаметром не менее 210мм, желательно термообработанный
— механизм укладки троса на барабан, например такой

757cf6s 960 Домострой

Касательно диаметров барабанов для лебёдок. Встречал как-то лебёдку, чуть ли не для ГАЗ-66, возможно даже военного образца. Так вот, её барабан был выполнен в виде спиральной навивки канавки, в которую, начиная с точки его крепления, укладывался трос на первом витке при смотке. За счёт полукруглого профиля канавки, нагрузки на тело троса существенно снижались, по сравнению с простым плоским барабаном. А барабан там тоже был не сильно большого диаметра.

Так вот, а теперь касательно второго важного свойства синтетического троса. Он позволяет, под не шибко большими нагрузками, изгибать себя по немного меньшему радиусу, по сравнению со стальным тросом, не сильно теряя в свойствах. Но под большими нагрузками всё вышеописанное точно также применимо и к синтетическим тросам. Так что, если вы не хотите заморачиваться двумя размерами блоков для разных нагрузок, следует выбирать шкив наибольшего диаметра. Расчёты были приведены выше.
Причём для синтетического троса качество поверхности канавки шкива и её геометрия (ни в коем случае не плоская, а только радиусная и обязательно полированная) имеют гораздо большее значение, чем для стального троса.

Приятного вам лебяжения! или лебядения? в общем, вытягивания себя из засады, подобно барону Мюнхгаузену )))

Контактный телефон: +7 981 121-46-93 , Email: parts-katalog@yandex.ru , где купить

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДВЕСНЫМ ЛОДОЧНЫМ МОТОРОМ

ТРОСА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОМ/РЕВЕРСОМ

Диаметр троса — 7 мм

Максимальный суммарный угол изгибов тросов 250-300°

Диаметр троса — 8.0 мм

Минимальный радиус изгиба 200 мм

Максимальный суммарный угол изгибов тросов 650-700°

Диаметр троса — 7 мм

Минимальный радиус изгиба 200 мм

Максимальный суммарный угол изгибов тросов 250-300°

Диаметр троса — 8 мм

Минимальный радиус изгиба 200 мм

Максимальный суммарный угол изгибов тросов 650-700°

Все тросы управления газом/реверсом — производства Ultraflex (Италия), продаются упаковками по 2 шт (цены указаты за 1 шт). Однако, некоторые троса можно купить и по 1 шт.

Тросы управления газом/реверсом в комплект поставки моторов не входят. Марка тросов выбирается в зависимости от марки лодочного мотора, а его длина определяется в зависимости от длины и конструктивных особенностей судна.

Все тросы управления газом/реверсом делятся на три группы:

  • К первой группе относятся тросы С2, С8, MachZero. Они предназначены для использования в системах управления газом/реверсом моторов Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, Force. Тросы С2 и С8 отличаются друг от друга только диаметром. Трос MachZero в отличие от стандартных тросов имеет усовершенствованную конструкцию сердечника и внутренней оболочки троса. Эти элементы изготовлены из нержавеющей стали и покрыты полимерными материалами, снижающими сопротивление трения троса. Они обеспечивают дополнительную плавность хода и износостойкость.
  • Ко второй группе относятся тросы С5, Mach5. Они предназначены для использования в системах управления газом/реверсом моторов Mercury, Mariner. Трос Mach5 конструктивно аналогичен тросу MachZero.
  • К третьей группе относится тросы С14, Mach14. Они предназначены для использования в системах управления газом/реверсом моторов Johnson, Evinrude.

Для подбора нужной длины троса управления газом/реверсом подвесного лодочного мотора необходимо произвести замеры аналогичные тем, которые производятся при определении длины рулевого троса.

Для подбора нужной длины рулевого троса необходимо выполнить замеры:

  • Первый замер — это расстояние от центра контроллера до транца (расстояние А).
  • Второй замер — это половина ширины транца (расстояние В).

Длина троса определяется по формуле (А+В)+0,9 м.

90 см прибавляется для создания петли, необходимой при повороте подвесного мотора в крайнее правое или левое положения. Поскольку длина рулевых тросов маркируется в футах, то полученный результат (в метрах) делим на 0,3 (1фут = 0,305 метра) и получаем нужную длину в футах.

Для подбора длины тросов управления для стационарного двигателя производятся замеры, как и для подвесного мотора, но длина тросов определяется по формуле (А+В). Длина на создание петли не прибавляется, т.к. стационарный двигатель неподвижен. Полученный результат делим на 0,3 и получаем нужную длину в футах.

Тросы управления газом/реверсом имеют ограничение по суммарному углу изгиба. Тросы марки С2,С8,С5 имеют максимальный суммарный угол изгиба равный 250-300°. Тросы управления типа Mach5, MachZero имеют максимальный суммарный угол изгиба равный 650-700°.

Название Характеристики
для моторов Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, Force, Sail
rope c2 Домострой

Диаметр троса — 7 мм

Минимальный радиус изгиба 200 мм

Максимальный суммарный угол изгибов тросов 250-300°

Диаметр троса — 8.5 мм

Максимальный суммарный угол изгибов тросов 250-300°

Рекомендуется для использования на катерах большой длины.

Диаметр троса — 8.0 мм

Минимальный радиус изгиба 200 мм

Максимальный суммарный угол изгибов тросов 650-700°

для моторов OMC, Johnson, Evinrude
rope c14 Домострой
для моторов Mercury, Mariner, Mercruiser
rope c5 Домострой vibrat rulevoy tross Домострой

данный сайт носит информационный характер и не является публичной офертой

Image10 Домострой

Стальной трос ТК в 114 проволок с органическим сердечником

Диаметр троса, мм Расчетный вес 100 погонных метров троса, кг Расчетный предел прочности проволок троса при растяжении, кг /мм 2
120 130 140 150 160 170

Разрывная крепость троса, кг

3,1 3,4 — — — — 486 516 3,4 4,10 — — — — 588 625 3,7 4,68 — — — — 600 743 4,0 5,73 — — — 771 823 867 4,4 6,65 — — — 892 952 1010 4,8 8,15 — — 1090 1 160 1240 5,3 9,81 — — 1220 1310 140Э 1480 5,7 11,66 — — 1460 1560 1670 1770 6.2 13,60 — — 1700 1820 1940 2070 7,7 21,17 2460 2 650 2840 3030 3220 9,3 30,57 3280 3560 3830 4100 4380 4650 11.0 41,59 4470 4840 5210 5 590 5-960 6340 12,5 54,33 5840 6330 6810 7310 7790 8270 14,0 68,70 7390 8000 8620 9220 9850 10450 15,5 84.80 9090 9860 10600 11350 12 150 12900 17.0 102,6 11000 11900 12850 13750 14700 15600 18,5 122,0 13100 14150 15300 16400 17500 18550 20.0 143,3 15400 16700 17950 19250 20550 21800 22.0 166,3 1785) 19350 20850 22350 23800 25300 23,5 190,1 20400 22100 23 800 25500 27250 28950 25,0 217,1 2330) 25250 27200 29150 31 150 33100 26,5 245.2 26350 28550 30750 329-0 35 150 37350 ^. 0 274,3 29 450 31950 34 400 36 850 39 350 41800 31,0 339,2 36500 39500 42550 45600 48650 51700 34.0 410,5 43550 47 850 51500 55200 58900 62550 37,0 488,2 52500 56900 61250 65650 70000 74400 40,5 573.2 61700 66850 71950 77 150 82300 87100 43,5 664,3 -71 450 77400 83400 89250 95200 101 000 46,5 763,7 82150 88800 95 600 102000 109000 116000

Image11 Домострой

Стальной трос типа ТК в 222 проволоки с органическим сердечником

Расчетный вес 100 погонных метров троса, кг

Расчетный предел прочности ‘проволок троса при растяжении, кг /мм 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *