Машины постоянного тока серии п

Автор: | 12.03.2024

Читайте также:

  1. F7х.9 Сведения о нарушении поведения отсутствуют
  2. I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  3. I. Область применения и общие положения
  4. I. Общие замечания по экспертируемым документам
  5. I. Общие организационно-методические указания
  6. I. Общие подходы.
  7. I. Общие положения
  8. I. Общие положения
  9. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  10. I. Общие положения
  11. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  12. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Машины постоянного тока серии П

Машины постоянного тока серии П применяются в качестве двигателей и генераторов в различных отраслях промышленности. Выпуск машин серии П прекращен, поэтому в новых разработках машины этой серии не применяются.

Электрические машины серии П охватывают диапазон мощностей от 0,3 до 200 кВт (при 1500 об/мин) и имеют 11 габаритов. Габарит определяется внешним диаметром якоря. Машины этой серии соответствуют ТУ 16.514.001-64.

Машины рассчитаны на продолжительный (S1) режим работы на высоте над уровнем моря до 1000 м при температуре окружающего воздуха от 5 до 40 °С и относительной влажности воздуха до 80% при температуре 25 °С и при более низких температурах без конденсации влаги.

Машины серии П изготовлялись со степенями защиты от воздействия окружающей среды IP20 и IP54.

По способу охлаждения различают машины с самовентиляцией, с естественным охлаждением, с независимой вентиляцией от пристроенного вентилятора типа «Наездник» (только для машин 4— 11-го габаритов), с независимой вентиляцией и подводом воздуха по трубам (только для машин 7 —11-го габаритов).

Читайте также  Кровать чердак со шторками

Структура условного обозначения машин серии П:

image514 Домострой

где 1 — П — название серии;

2 — исполнение по способу охлаждения:

буква Б — закрытое с естественным охлаждением; Р — закрытое с воздухоохладителем, пристроенным наверху машины, в обозначении машин защищенного исполнения буква отсутствует;

3 — условный габарит (с 1-го по 11-й);

4 — условная длина сердечника якоря (1

5 — климатическое исполнение и катего-

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 233 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Проектирование машин постоянного тока

Машины постоянного тока общего назначения выпускают се­рийно. Создание каждой новой серии представляет собой сложную научно-техническую и экономическую задачу, решение которой ве­дется на основе глубокого анализа тенденций развития электрома­шиностроения и прогнозов показателей технического уровня разра­батываемых машин, а также достижений в области проектирования и технологии. В серии должны быть учтены требования междуна­родной стандартизации и приняты рациональные принципы увязки мощностей с высотой оси вращения.

СЕРИИ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА

Первая общесоюзная серия машин постоянного тока была со­здана в 1956 г. Она была названа серией П. В этой серии впервые была установлена нормализованная шкала номинальных мощно­стей и номинальных частот вращения машин. Машины серии П со­стояли из трех групп конструктивно подобных отрезков серии: ма­шины мощностью от 0,3 до 200 кВт (1—11-й габариты), машины мощностью 200—1400 кВт (12—17-й габариты) и машин мощностью свыше 1400 кВт (18—26-й габариты).

Габарит машины определяется диаметром якоря, который норма­лизован. Для каждого габарита устанавливают две длины сердечни­ка. Исполнение двигателей единой серии П от 1-го до 11-го габарита по степени защиты соответствует IP22, по способу охлаждения — IC01 или IC05. Возбуждение смешанное. На рис. 11.1 приведена ти­пичная для этой серии конструкция электрической машины.

Серия 2П, созданная к 1974 г., приблизительно через 20 лет по­сле создания первой серии П, спроектирована в полном соответст­вии с рекомендациями Международной электротехнической комис­сии (МЭК).

Эта серия машин имеет следующие особенности:

принята единая шкала номинальных высот оси вращения ма­шины;

установочные размеры машины (рис. 11.2) однозначно увязаны с высотой оси вращения, но не определяются мощностью машины;

для каждой высоты оси вращения приняты три значения длины, которым соответствуют три обозначения длины станины; S — для коротких, М — средних и L — длинных машин.

image002 Домострой

image004 Домострой

Рис. 11.1. Машина постоянного тока типа П-92:

1, 5, 16, 18 – крышки подшипников; 2 – передний щит; 3 – траверса; 4 – шарикоподшипник; 6 – крышка подшипникового щита; 7 – коллектор; 8 – станина; 9 – добавочный полюс; 10 – якорь; 11 – главный полюс; 12 – шайба на валу; 13 – задний щит; 14 – вентилятор; 15 – болт; 17 – роликоподшипник; 19 – вал; 20 – шпонка; 21 – жалюзи

Установочные размеры элект­рических машин приведены в табл. П6.2 и П6.3. Принятые обозначения размеров: h — высота оси вращения от нижней опорной поверхности лап до оси вала; b10 — расстояние между отверсти­ями под болты в лапах (торцевой вид); l10 расстояние от оси отверстия в лапе машины до упора (заплечика) свободного конца нала; d1 — диаметр основного свободного конца вала; d10 — диаметр отверстий под болты в лапах машин.

Размеры l1 и d1 свободного конца вала не связывают с высо­той оси вращения, а выбирают в зависимости от наибольшего длительного вращающего момента двигателя согласно табл. П6.4; размеры шпонки и шпоночных ка­навок связаны с размерами l1 и d1 .

image006 Домострой

Рис. 11.2. Установочные размеры ма­шины постоянного тока серии 2П:

Диаметры крепительных фланцев, регламентированные МЭК, приведены в табл. П6.5, а обозначения размеров — на рис. 11.2.

Двигатели серии 2П имеют следующие степени защиты (по ГОСТ 17494—87):

IР22 — с самовентиляцией (типа 2ПА), независимой вентиля­цией от постороннего вентилятора (типа 2ПН);

IР44 — закрытое исполнение с естественным охлаждением (типа 2ПВ) и закрытое исполнение с наружным обдувом от постороннего вентилятора (типа 2ПО).

Номинальные мощности соответствующих серий приведены в [16].

Формы исполнения двигателей серии 2П в зависимости от габа­ритов даны в табл. 11.1.

Таблица 11.1. Формы исполнения двигателей серии 2П

Формы исполнения Диапазон габаритов
IМ1001, IМ1011, IМ1031 112,132,160,180,200
IM2101, IМ2111, IМ2131 180 и 200
IM3601, IM3611, IМ3631 112.132.160.180.200

Двигатели серии 2П предназначены для работы как, от источни­ков постоянного тока, так и от тиристорных преобразователей. Номинальные напряжения якорной цепи 110, 220,440, 600 В. Возбужде­ние независимое, номинальное напряжение возбуждения 110 и 220В.

Двигатели мощностью до 200 кВт выпускают с номинальными частотами вращения 750, 1000, 1500, 2200, 3000 об/мин. Частота вра­щения двигателей может регулироваться как изменением напряже­ния якорной цепи, так и ослаблением поля главных полюсов. Увели­чение частоты ослаблением поля допускается до 3500 об/мин при номинальной частоте вращения 1500 об/мин или до 3000 об/мин при номинальной частоте вращения 1000 об/мин и ниже.

Двигатели серии 2П защищенного исполнения типов 2ПА и 2ПН выполняют с изоляцией класса нагревостойкости В, двигатели закрытого исполнения типов 2ПО и 2ПБ — с изоляцией класса на­гревостойкости F.

Конструкция двигателя серии 2П приведена на рис. 11.3.

Корпус станины имеет цилиндрическую форму, изготовляется из стали марки СтЗ. К корпусу винтами привернуты главные и дополнительные полюсы с обмотками. Главные полюсы набраны из штампованных листов электротехнической стали марок 3411, 3413 толщиной 0,5 или 1 мм. Пакеты листов полюсов скрепляют заклепками. Сердечники дополнительных полюсов также выпол­няют из электротехнической стали 3411 или другой марки толщи­ной 0,5 мм или 1 мм. При высотах оси вращения до 132 мм сер­дечники дополнительных полюсов выполняют из полосовой стали марки СтЗ. Обмотка главных полюсов — многослойная из медного провода круглого сечения марки ПЭТВ. Обмотка допол­нительных полюсов — из медного провода круглого сечения мар­ки ПЭТВ или прямоугольного провода марки ПСД. Собранные катушки главных и дополнительных полюсов пропитывают в нагревостойких лаках, что обеспечивает их монолитность и влаго­стойкость, уменьшает внутреннее тепловое сопротивление катуш­ки. Изоляция обмоток главных и добавочных полюсов приведена в табл. 11.2—11.3.

Пакет якоря набирается из штампованных изолированных ла­ком листов электротехнической стали марок 2211, 2312, 2411, 3413 и др. толщиной 0,5 мм, напрессовывается непосредственно на вал и закрепляется между двумя нажимными кольцами, являю­щимися одновременно обмоткодержателями для лобовых частей обмотки якоря.

В пазы сердечника якоря укладывают обмотку. При диаметрах якоря до 200 мм пазы выполняют полузакрытыми овальной формы, зубцы с параллельными стенками. Обмотка якоря в этих случаях — всыпная из эмалированных медных проводников круглого сечения, образующих мягкие секции, которые легко можно уложить в пазы через сравнительно узкие шлицы.

image008 Домострой

image010 Домострой

Рис. 11.3. Машина постоянного тока типа 2П-160М:

1,16,23 — крышки подшипников; 2 — щит подшипниковый; 3 — траверса; 4 — лента защитная; 5 — балансировочное колесо; 6 — коллектор; 7 — коробка выводов; 8 — станина; 9 — болт; 10 — шайба; 11 — якорь; 12 — обмотка якоря;

13 — диффузор; 14 — защитная лента; 15 — вентилятор; 17 — шарикоподшипник; 18 — подшипниковый щит;

19 — болт М10; 20 — шайба М10; 21 — болт М6; 22 — шайба М6; 24 — вал; 25 — главный полюс;

26 — дополнительный полюс; 27 — щетки

Таблица 11.2.Изоляция обмоток главных и добавочных полюсов машин постоянного тока

( image012 Домострой= 80. 200 мм, напряжение до 600 В)

image014 Домострой

Позиция Назначение Материал Толщина, мм Число слоев
Наименование, марка
Класс нагревостойкости
B F H
Изоляция сердечника (напыление) Эпоксидная смола
Изоляция катушки Лакотканеслюдопласт 0,25
ГИТ-ЛСБ-ЛСЛ ГИП-ЛСП-ЛСЛ ГИК-ЛСК-ЛСЛ
Тоже Стеклянная лента ЛЭС 0,1 1 вполнахлеста
Рамка Стеклотекстолит 0,5
СТ СТЭФ СТК

В серийных машинах мощностью более 30 кВт обмотку якоря выполняют из прямоугольных обмоточных проводников в виде формованных жестких секций. Все секции, принадлежащие одной катушке, изолируют общей пазовой изоляцией и укладывают в пазы прямоугольной формы, что обеспечивает хорошее использование площади паза и снижает трудоемкость обмоточных работ. Пазовую изоляцию обмоток с мягкими и жесткими секциями выполняют согласно данным в табл. 11.4—11.6.

Обмоткодержатели крепят следующим образом: один упирается в уступ на валу, а другой запирается кольцом, насаженным на вал по горячей посадке. Вал из стали марки 45 имеет ступенчатую фор­му для раздельной посадки на него сердечника якоря, коллектора и вентилятора.

Коллектор состоит из коллекторных пластин, изолированных друг от друга слюдяными пластинами, являющимися межламельной изоляцией. При наружном диаметре коллектора до 250 мм коллек­торные пластины закрепляют пластмассой, которую впрессовывают во внутреннее отверстие между пластинами и коллекторной втул­кой, предназначенной для посадки коллектора на вал. В качестве армирующей пластмассы используют пластмассу АГ-4С или К6.

Таблица. 11. 3. Изоляция обмоток главных и добавочных полюсов машин постоянного тока ( image012 Домострой= 225. 315 мм, напряжение до 600 В)

image016 Домострой

Позиция Назначение Материал Толщина, мм Число слоев
Наименование, марка
Класс нагревостойкости Класс нагревостойкости
B F H В F,H
Изоляция катушки Стеклянная лента ЛЭС 0,1 1 вполнахлеста
Каркас Стеклолакоткань
ГИТ-ЛСБ-ЛСЛ ГИП-ЛСП-ЛСЛ ГИК-ЛСК-ЛСЛ
Сталь Ст3 1,5
Рамка Стеклотекстолит 0,5
СТ СТЭФ СТК
Скоба Сталь Ст3 8—10
Изоляция сердечника Слюдопластофолий ИФГ-Б Синтофолий F Синтофолий H 0,16 7,5
Прокладка междувитковая Асбестовая бумага Фенилоновая бумага 0,2 мм 0,2 image018 Домострой2
Изоляция углов Стеклянная лента ЛЭС 1 вполнахлеста

Таблица 11. 4.Изоляция обмотки якоря двигателей постоянного тока

(пазы овальные полузакрытые, обмотка двухслойная всыпная из круглого

Дата добавления: 2016-06-22 ; просмотров: 2682 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

img01 Домострой

Общие технические характеристики двигателей и генераторов постоянного тока серии П, ПБ

Электродвигатели постоянного тока серии П используются для работы в разных механизмах с питанием, как от полупроводниковых преобразователей, так и генераторов, в районах умеренного, тропического климата и морского. Электродвигатели серии П выпускаются с самовозбуждением.

Способ монтажа и конструктивное исполнение электродвигателей постоянного тока серии П

  • с одним или двумя свободными концами вала;
  • с горизонтальным расположением вала, либо с вертикальным, свободным концом вала направленным вверх или вниз;
  • с лапами на станине или без лап;
  • с фланцевым щитом на противоположной стороне от коллектора или без фланца со щитом.

Степень защиты двигателей ПБ 1-6 габаритов — IP54 по ГОСТ 20459-87;
Степень защиты двигателей П 1-6 габаритов — IP23 по ГОСТ 20459-87 ;
Класс нагревостойкости изоляции по ГОСТ 8865-87 для электрических машин 1-3 габаритов класс В;
Класс нагревостойкости изоляции по ГОСТ 8865-87 для электрических машин 4-6 габаритов класс Н, возможно исполнение класса F;
Возбуждение электродвигателей постоянного тока — смешанное, независимое, параллельное, последовательное.

Условия эксплуатации электродвигателя серии П

  • Температура окружающей среды от -40°С до +40°С;
  • Относительная влажность окружающего воздуха 95±3% при температуре 20°С±5°С.
  • Общий уровень интенсивности воздушного шума и уровня составляющих спектра вибрации электрических машин постоянного тока серии П полностью соответствуют утвержденным нормам.
  • Ударные сотрясения, вибрация, длительный наклон оси двигателя от 45° в любую сторону и при качке до 45° с периодом качки от 7 до 9 секунд.

Перегрузка по току, выдерживаемая двигателями постоянного тока серии П:

  • Превышающая в 1.5 раза в течение 2 минут при меняющемся напряжении;
  • Превышающая в 2 раза в течение 1 минуты при стабильном напряжении;
  • Превышающая в 4 раза в течение 20 секунд.
  • Номинальный режим работы электродвигателей постоянного тока серии П продолжительный – S1, по ГОСТ 183-74 ()
  • Электродвигатели серии П допускают кратковременный и повторно-кратковременный режимы работы — S2 и S3

Продолжительность и надежность работы двигателей постоянного тока серии П

  • При непрерывной работе без контроля и обслуживания, срок эксплуатации двигателя составляет 20000 часов;
  • Средний ресурс до первого среднего ремонта – 18000 часов;
  • Средний срок службы электродвигателя до первого среднего ремонта составляет 6 лет;
  • Средний срок службы электродвигателя около 10 лет;
  • Интервал замены подшипников составляет 12000 часов.
  • Средний ресурс до списания электродвигателя 24000 часов;

Условное обозначение электродвигателей постоянного тока серии П

П Х1 Х2 Х3 М
П – машина постоянного тока;
Х1 – исполнение по степени защиты и способу охлаждения. Без буквы – брызгозащищенное с самовентиляцией 1-6 габарит, Б – закрытое исполнение с естественным охлаждением 1-4 габарит;
Х2 – габарит электрической машины. 1-1 габарит, 2-2 габарит, 3-3 габарит, 4-4 габарит, 5-5 габарит, 6-6 габарит;
Х3 – условная длина сердечника якоря. 1 – первая длина, 2 – вторая длина;
М – морское исполнение;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *