Дорожный бетон служит для укладки полотна автомобильных дорог и аэродромных покрытий. Он выделяется в отдельную группу бетонов. При эксплуатации материал подвергается различным разрушающим факторам: действию большегрузов, резким перепадам температур, атмосферным осадкам.
Производство, контроль качества и свойства дорожного бетона регламентирует ГОСТ 26633-2012.
Требования, предъявляемые к дорожному бетону
Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:
- Прочность на сжатие при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
- Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
- Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
- Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
- Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.
Состав дорожного бетона
В качестве строительного бетона часто используют фибробетон. Бетоны для дорожных и аэродромных покрытий относятся к тяжелым бетонам, их плотность равна 1800-2500 кг/м 3 , содержание вяжущих веществ в таких них понижено, поэтому они называются тощими.
Нужные для получения дорожного бетона вещества: вода, вяжущее вещество, мелкий и крупный заполнитель. В роли мелкого заполнителя выступает песок, а в качестве крупного обычно используют базальтовый, реже известняковый гравий или щебень.
Вяжущим веществом служит гидрофобный и пластифицированный портландцемент. Содержание С3А (трехкальциевого алюмината) в бетоне дорожном согласно ГОСТ должно быть менее 10%.
Существует специальный дорожный портландцемент, бывает он двух марок: М300 и М400, обладает повышенной морозостойкостью, деформативностью, прочностью при изгибе, стойкостью к ударной нагрузке, низкими показателями по усадке и истираемости.
По стандартам дорожный бетон для магистралей должен иметь морозостойкость F150, а для дорог в пределах города – F100. Различные модификационные добавки обеспечивают требуемое значение морозостойкости.
Гравий и щебень могут быть разных фракций. Для верхнего слоя многослойной конструкции используется щебень или гравий с диаметром 20 мм, для однослойных же покрытий – 40 мм. Марка крупного заполнителя не должна быть меньше указанных в таблице значений.
Песок тоже может быть разный. Обычно используется мелкий или средний зернистый песок. Для ускорения твердения в бетон добавляют химические добавки – пластификаторы, количество добавок должно быть менее 60 г/кг цемента.
Классификация дорожного бетона по назначению
Виды дорожного бетона по назначению:
- Однослойные дорожные покрытия, верхние слои двухслойных и многослойных дорожных пирогов. Водоцементное отношение в таких бетонах менее 1:2.
- Нижний слой в двухслойных покрытиях. В этом случае отношение воды к цементу в бетонной смеси более 3:5.
- Нижний слой дорожной одежды капитальных дорог. Отношение «вода-цемент» для бетонных смесей, используемых для основания капитальных дорог, не нормируется.
Марки дорожных бетонов
Характеризуются дорожные и аэродромные бетоны классом по прочности на сжатие, обозначается он буквой B. Число рядом с буквой показывает, какую нагрузку в МПА материал способен выдерживать, не разрушаясь. Также характеризует свойства бетона марка (M), цифры, стоящие рядом с буквой означают предел прочности при сжатии в кгс/м 2 .
Чаще всего для устройства дорог пользуются бетоном В20 М250 и дорожным бетоном В15 М200. При изготовлении бетонных плит для строительства аэродромных покрытий, виадуков и мостов используют дорожный бетон марки В30 М400, который наделен большой прочностью, морозостойкостью, долговечностью и износостойкостью.
Сфера применения дорожного бетона
Дорожный бетон применяется при строительстве городских дорог и автомагистралей, возведении дорог на аэродромах, для устройства тротуаров и пешеходных дорожек, подъездных путей к производственным участкам и прочим промышленным объектам.
Заключение
Бетон для дорожных покрытий должен соответствовать всем требованиям, нормам и стандартам. В разных случаях оптимальные свойства и технические характеристики бетона будут разными, поэтому марка и состав бетонных смесей подбираются индивидуально. Все работы по укладке дорожного покрытия следует проводить, строго соблюдая технологию.
Современно благоустройство и строительство невозможно без использования бетона. С помощью этого материала можно достаточно быстро и с большой прочностью возводить любые конструкции, в т.ч. и ограждающие при строительстве дорог.
Тротуары из бетона имеют такие достоинства:
- долговечность;
- возможность декорирования;
- простоту прокладки, которая не предполагает привлечения сторонних исполнителей;
- устойчивость к аномальным атмосферным явлениям и повышенным механическим нагрузкам.
Они также не лишены минусов:
- при просадке грунта возможны трещины;
- в случае изменения планировки территории дорожку сложно демонтировать;
- малейшее отступление от технологии при прокладке грозит браком с последующим разрушением покрытия.
Тротуар своими руками из бетона сооружается в несколько стадий:
- размечается поверхность участка;
- изготавливается и устанавливается опалубка;
- формируется песчаная подушка;
- устанавливается арматура (диаметр прутьев 3-5 мм), после чего происходит заливка тротуара бетоном.
С этой целью используется бетон для тротуара с классом прочности B20-25, а марка бетона от M250 до М350.
Таким образом, требуются навыки проведения монолитных работ. При приготовлении раствора можно ограничиться цементом и песком в пропорции бетона для тротуара соответственно 1:3. Хотя в подавляющем большинстве случаев с целью экономии и достижения большей твёрдости к ним домешивают 2 доли щебня; он не должен быть крупной фракции, ибо в противном случае будет наблюдаться обратный эффект. Смесь разводится водой весьма осторожно, ибо двойное превышение объёма воды опускает марку бетона на 5 пунктов.
Продукт равномерно заливается в опалубку, разглаживается специальным инструментом (гладилкой, правилом). При этом требуются аккуратность и терпение. Заключительная стадия – высыхание. Опалубку накрывают полиэтиленовой плёнкой, и дают бетону постепенно застыть и дойти до кондиции. Чем дольше продлится этот процесс, тем прочнее в итоге окажется дорожка. По крайней мере, эксперты утверждают, что окончательную степень прочности она набирает через месяц после заливки.
Немаловажным позитивным обстоятельством можно считать относительно невысокую себестоимость тротуарного бетона. Без учёта трудоемкости создания, монолит – выгодное в экономическом смысле решение. В сравнении с этим способом укладка готовых плит, изготовленных в промышленных условиях, представляется более неудобным, дорогим, зато добротным и надёжным способом.
Марка бетона | Цена |
---|---|
В20 (М250) | руб./м 3 |
В22.5 (М300) | руб./м 3 |
В25 (М350) | руб./м 3 |
В30 (М400) | руб./м 3 |
В35 (М450) | руб./м 3 |
В40 (М550) | руб./м 3 |
В45 (М600) | руб./м 3 |
В50 (М700) | руб./м 3 |
В60 (М800) | руб./м 3 |
В80 (М1000) | руб./м 3 |
Преимущества и недостатки бетонных дорожек
Бетонированные тротуары и прогулочные площадки гармоничны в парковых зонах, на загородных участках, а также во дворах административных учреждений. Прочный материал нейтрального цвета органично соседствует с архитектурными объектами и зелеными насаждениями. При реализации оригинальных вариантов оформления городских парков, загородных участков и территорий общеобразовательных учреждений особо ценна возможность создания практически любой нестандартной конфигурации бетонируемых дорожек. Достоинства бетонных дорожек:
- Простота подготовительных работ;
- Несложные работы по заливке смеси;
- Самостоятельное выполнение простых операций;
- Возможность создания любой сложной конфигурации;
- Формирование бесшовных конструкций;
- Возможность работы на различных типах рельефа;
- Низкая себестоимость тропинок;
- Разнообразие геометрических форм;
- Устойчивость к механическим воздействиям и химически активным веществам;
- Стабильность размеров при температурных колебаниях;
- Гарантированная влагостойкость и морозостойкость поверхностей;
- Возможность декорирования цветными тонерами и твердыми заполнителями.
При укладке тротуаров и садовых тропинок из долговечного материала необходимо учитывать некоторые недостатки технологии:
- Появление трещин в межсезонье при нестабильных характеристиках грунтового основания;
- Необходимость тщательного планирования маршрута прокладки с учетом размещения окружающих объектов;
- Потребность в прикладывании больших физических усилий для перемещения готовой смеси при укладке протяженных бетонных путей.
Невозможность перемещения капитального сооружения усложняет процесс проектирования бетонируемых тротуаров. Ответственное отношение на этапе проектирования обеспечивает создание гармоничных решений, не нуждающихся в модернизации при эксплуатации.
- Особенности строительства тротуаров и дорожек из бетона
Проектирование дорожек на даче начинается с разработки интересного и практичного эскиза, учитывающего особенности местного рельефа, расположение зданий, инженерных коммуникаций и зеленых насаждений. Для создания уютного садового или паркового пространства все прямые линии по возможности скругляют, учитывая характеристики планируемого ландшафта.
Для разметки линий применяются стандартные колышки и веревка. На бетонируемых участках удаляется трава и верхний слой грунта толщиной 5-7 см. Укладка геотекстиля на дне небольшой траншеи предохраняет конструкцию от прорастания травы. Применение геотекстиля также исключает риск постепенного оседания мелкофракционных частиц песка в грунт.
После разметки на местности и подготовки грунта производится монтаж элементов разборной опалубки по заранее утвержденным линиям. Для формирования закруглений применяются гнущиеся фанерные, пластиковые или металлические листы. На дне траншеи устраивается подушка из тщательно уплотненного песка и щебня. Поверхность подушки тщательно выравнивается для получения равномерного слоя бетона. Альтернативные варианты подушки – предварительно выполненная бетонная стяжка или слой плоских камней.
Для упрочнения готовой конструкции может применяться армирование стальными стержнями, проволокой или сварной сеткой. Фибробетонные составы исключают необходимость затрат на стальное армирование. Для повышения долговечности дачных дорожек устраиваются температурные швы, разделяющие конструкцию на отдельные плиты. Основная задача температурных швов – компенсация расширений материала при нагреве, исключающая риск появления трещин и ухудшения прочностных характеристик.
Поставка готовой бетонной смеси для садовых дорожек помогает выполнять работы по бетонированию максимально оперативно и качественно. Заливка смеси в подготовленную опалубку выполняется без перерывов для формирования прочного монолитного слоя. Элементы опалубки удаляются через несколько суток после естественного упрочнения бетонируемых конструкций. Периодическое увлажнение поверхностей на этапе застывания состава исключает риск появления начисленных трещин, снижающих общую прочность конструкции.
«>