Люблю березку русскую то светлую то грустную

Автор: | 12.03.2024

Кристина Рожнова
Конспект занятия «Люблю березку русскую»

Цель: расширять представление детей об образе березы посредством мелодекломации и художественного творчества.

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»:

— продолжать развивать связную речь: строить монологическое высказывание и диалогическую речь;

— побуждать детей к восприятию выразительности речи чрез поэзию и музыку;

— способствовать развитию рефлексии.

Задачи ОО в интеграции

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

— закреплять умение отражать образ березы через художественно-продуктивную и музыкальную деятельность;

— развивать чувства темпа и ритма в музыкально — двигательной деятельности;

— формировать умение передавать в рисунке характерные особенности березы, самостоятельно используя разные средства выразительности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

— формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

— воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения к природе.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

— приобщать детей к познанию природы через зрительное и слуховое восприятие, игровую и двигательную деятельность;

— развивать у старших дошкольников эмоциональное восприятие образа русской березки.

Образовательная область «Физическое развитие»:

— развивать зрительно – моторную координацию;

— совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

Предпосылки учебной деятельности:

— вовлекать в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование для педагога: костюм березки, презентация «Березы России», аудиозаписи П. Чайковский «Времена года», р. н. м. «Во поле береза стояла».

Оборудование для детей: альбомный лист, краски, мелки, фломастеры, карандаши, кисти, баночки для воды, платочки для хоровода.

Предварительная работа: рассматривание берез на территории ДОО и иллюстраций художников, чтение стихотворений и рассказов о русской природе, аппликация березы.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Под русскую народную хороводную песню «Во поле березка стояла» воспитатель входит в группу в костюме березки, кружится, загадывает загадку:

— Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. Ребята, что это?

-Ребята, посмотрите на мой наряд. Мой костюм необычный? На что он похож? Где вы видели березы? А хотите знать еще больше об этом удивительном по красоте дереве?

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель предлагает детям презентацию «Березы России»:

— Ребята, я предлагаю вам «войти» в березовую рощу и полюбоваться искрящимися на солнце листочками. Какой здесь воздух? Прислушайтесь, что вы слышите? Что можно сделать летом в тени березовых ветвей? Обратите внимание на кору березы, она называется берестой и на ней в древности писали, из нее же плели, туесок, короба и шкатулки. Про березу есть много пословиц и поговорок: А какие вы знаете?

Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.

Березой обогреешься, а не оденешься.

Берёза не только лесная красавица, но она и лесная целительница.

Береза не угроза – где стоит, там и шумит.

— Теперь я вам предлагаю продолжить сказ о белоствольной красавице в группе.

— Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение поэта Александра Прокофьева «Люблю березу русскую» в музыкальном сопровождении, а вы, ребята, слушая стихотворение и музыку, представьте свой образ березы. Воспитатель читает стихотворение:

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю её нарядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится.

— Вам понравилось это стихотворение?

— Какие слова помогают поэту выразить своё отношение к русской берёзке? («светлая», «грустная», «плакучая», «ясная», «кипучая»). Мы понимаем, что автор трепетно и нежно относится к русской берёзе.

— Как вы понимаете выражение «берёзка грустная»?

— С чем автор сравнивает наряд берёзки?

— Какой образ предстает пред нами, когда мы слышим строки:

«В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками»

(Если дети затрудняются, воспитатель поясняет, что береза в стихотворении похожа на русскую девушку в сарафане; автор использует сравнение.)

— Поэт Александр Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.

— Ребята, я хочу обратить ваше внимание на последние строки стихотворения

«Под ветром низко клонится.

И гнется, но не ломится».

— Как вы думаете, почему гнется, но не ломится? (Если дети затрудняются, воспитатель поясняет, что это дерево сильное, у него сильные, крепкие корни. Поэт сравнивает образ березы с образом сильного, жизнестойкого человека, у которого возможно много трудностей в жизни, но он находит выход из сложного положения).

— Ребята, что было для вас необычным в чтении мною стихотворения? Музыка дополняла его или мешала создать образ березы? Какая музыка была по настроению? Музыка и слово было единым целым.

— Ребята, о русской березке написано не только много стихов, песен, картин, но и создано большое количество танцевальных композиций, особенно хороводов. Предлагаю девочкам превратиться в белоствольных березок и поводить хоровод, а мальчикам предлагаю поиграть на балалайках.

Хоровод «Во поле березка стояла» (по показу воспитателя).

— Ребята, сегодня мы с вами много говорили о березе, слушали стихотворение, создавали образ березы через слушание музыки, даже побывали в березовой роще. Хотели бы вы превратиться в березку и под звуки музыки создать свой образ белоствольной красавицы.

Игра «Березка»

(дети мимикой, пантамимикой, используя чувства и эмоции, изображают образ березы).

— Ребята, смогли бы вы создать образ березки разными изобразительными материалами?

Желающие дети выбирают бумагу с разным фоном и материал, приступают к работе.

По окончании работ дети создают выставку, рассматривают ее и делятся впечатлениями.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

-Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

— О чем вы думали, когда рисовали березку?

Ребята, помогли ли стихи и картины ещё больше полюбить свою Родину и природу, которая нас окружает?

Ребята, будем любить, охранять и защищать нашу русскую красавицу березу.

Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках. С красивыми застёжками. С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую, Она всегда с подружками Весною хороводится, Целуется, как водится, Идёт, где не горожено, Поёт, где не положено, Под ветром долу клонится И гнётся, но не ломится!

Нажмите «Мне нравится» и
поделитесь стихом с друзьями:

«Люблю берёзку русскую…» Александр Прокофьев

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

Анализ стихотворения Прокофьева «Люблю берёзку русскую…»

Лиричное стихотворение А. А. Прокофьева «Люблю березку русскую…» представляет собой наглядный пример пространного художественного олицетворения. Русская береза олицетворяет для поэта не только образ России, но и образ русской женщины со всеми чертами, присущими национальному характеру. Воспевая красоту березы, поэт иносказательно, не желая впадать в излишний пафос, признается в любви к родной стране.

В первой строфе автор описывает щегольскую внешность героини, скрывающейся за образом березы, любовно используя эпитеты «беленый сарафанчик», «зеленые сережки», «красивые застежки». Умилительное отношение автора подчеркивают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «сарафанчик», «платочек», «карманчик», «сережки», «березка», «подружки».

Две следующие строфы описывают характер женщины, которую автор отождествляет с березой. Он живой и переменчивый, противоречивый, что отражается антитезой – «то светлую, то грустную», «то ясную, кипучую, то грустную, плакучую». Лексический повтор и инверсия — «люблю березку русскую» — позволяет автору патриотично сделать акцент на своей любви ко всему родному, русскому — ведь березы растут не только в России, но только здесь они приобрели характер национального символа.

Длинные ряды однородных определений – «русскую, …светлую, …грустную», «нарядную, родную, ненаглядную, … ясную, кипучую, …грустную, плакучую», в том числе обособленных — «с платочками…, с застежками, с …сережками» — довольно подробно описывают предмет авторского восхищения. А пространный ряд однородных сказуемых — «хороводится, целуется…, идет…, поет…, клонится, гнется, … не ломится» — делает акцент на широте русской натуры. Просторечное «хороводится» является отсылкой к языческим весенним празднествам, которые легли в основу большинства христианских традиций.

Для дополнительной характеристики поэт использует прием синтаксического параллелизма – «идет, где не горожено, поет, где не положено». При этом оборот «идет, где не горожено» – удивительная аллегория смелости (ключевое слово – идет, и идет свободно) и законопослушания, смирения (не лезет в чужой огород, если «горожено», считается с правами других людей). Выражение «поет, где не положено» (то есть там, где не поют или не позволяют петь другие) — аллегория свободолюбия, свободы самовыражения и широты души. Нарастающая авторская эмоция разрешается восклицанием, славящим несгибаемый русский характер.

Читайте также  Лампа 6н3п содержание драгметаллов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *