Ответ
Проверено экспертом
ОО — обособленное определение.
ПО — причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
ОП — обособленное приложение.
ПЗС — прилагательное с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова. .
Тишина громадных комнат, нарушаемая только изредка пением,
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ОО, выраж. ПО, гл.слово тишина
доносившимся из нижнего этажа, нагоняла зевоту.(Ч.)
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ОО, выраж. ПО, гл.слово пением.
2. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ОО, выраж. ПЗС., гл. сл. листья.
аллей.(Ч)
3. Дня через три оголились доступные всем ветрам бугры.(Пол)
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈———
ПО перед гл.сл. не обособл.
4. Хозяйка побранила ее за раннюю осеннюю прогулку, вредную, по ее
≈≈≈≈≈≈≈≈∨∨∨∨∨
словам, для здоровья молодой девушки.П)
∨∨∨∨∨ ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ОО, выраж. ПЗС, осложнено вводн.констр.
5. Цветная осень, вечер года, мне улыбается светло.(Марш)
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ОП, гл.сл. осень
б.На митингах мы, газетчики, узнаем много ново- стей.Пауcm)
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ОП, гл.сл. мы
7. Внезапно из-за туч выглянуло солнышко, большое и яркое.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
обособляем два одиночных соглас. опред, стоящих после гл.сл.
8. Утомленный новыми впечатлениями, я заснул ранее обыкновенного.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Обособляем ПО: 1. гл.сл. — личное мест. 2. Значение причины.
9. На небе задумчиво замерли легкие облака, еще розовые от заката.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ОО, выраж. ПЗС, гл.сл. облака
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Учитель. Зайцева М.А.
ТЕМА. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Цели урока: вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения; дать понятие об обособлении; разобраться в случаях обособления определений; систематизировать полученные знания; формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями; развивать письменную и устную речь учащихся; развивать критическое мышление учащихся; совершенствовать навыки монологической речи учащихся, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов, навыки работы в группе; Воспитывать самостоятельность учащихся при работе над новой темой; формировать эстетические чувства учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, таблица
2.Актуализация опорных знаний.
2. Словарно-орфографический диктант.
Священная реликвия,
отдалённая канонада,
солдаты- артиллеристы,
кавалерийская атака,
поражать противника,
труженики тыла,
встреча с ветеранами,
экскурсия в город- герой,
достопримечательности города,
памятник архитектуры,
монолитный постамент.
Объясните лексическое значение слов:
реликвия- вещь, свято хранимая в память о прошлом,
канонада – продолжительная, сильная, частая стрельба из многих оруди
3.Изучение нового материала.
1.Работа с учебником
2.Случаи обособления определений
— Разложите перед собой карточки из конверта «Случаи обособления определений», карточку №2
— Будем размышлять далее. Перед вами предложения с обособленными определениями. Попробуем выяснить причины обособления определений в каждом из них. Воспользуемся памяткой, которая подскажет, на что нужно обратить внимание
выясните, чем выражено определяемое слово и определение;
распространено ли определение ;
какое место занимает определение по отношению к определяемому слову;
каково значение определения
1. Солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени (А.С. Пушкин)
(определяемое слово выражено сущ. в Р.п., определение – причастием с зависимыми словами; определение стоит после опрд-го слова, распространяет и поясняет определяемое слово, указывая на его признак)
Обособляются и выделяются на письме запятыми
распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова
2. Ветер, холодный, пронизывающий , засвистал на корме (Ф. Панферов)
Узорчатые края облаков, пушистые и легкие , изменялись с каждым мгновением (И. Тургенев)
( в 1-м предлжении определяемое слово выражено им. сущ.; опредления –прилаг. , причастием; стоят после определяемого слова, поясняя его, указ. на признаки)
Обособляются и выделяются на письме запятыми
одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение
Она, совсем измученная дорогой , не могла идти дальше. (Л. Толстой)
Обособляются и выделяются на письме запятыми
одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению
4. Вошёл человек, лет шестидесяти, в коричневом фраке , и сел рядом с Иваном.
Новенькая рубашка, белая, в черную полоску , сидела неплохо. (Д. Гранин)
Обособляются и выделяются на письме запятыми
Несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже; сочетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений
4.Закрепление изученного материала
1 Работа в группах
Задания для 1-й группы (Выписать предложения, которые иллюстрируют первый случай обособления определений: распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова)
1. Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом
2. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей
3. Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. (Е. Федоров)
Задания для 2-й группы (одиночные согласованные определения, если их два и больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение)
1.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А.П. Чехов)
2.Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться
3.Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить (М.А. Шолохов)
Задания для 3-й группы (одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению)
1.А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой
2.Рослый широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову
3.Ветер, сырой, холодный и пронизывающий, стучит в окно (А.П. Чехов)
Задания для 4-й группы (несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже; или сочетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений)
1.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
2.Маша, в ярком, сверкающем костюме, выделялась в толпе гостей.
3.Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась.
Задания: записать предложения, графически объяснить обособление членов предложения, знаки препинания в предложениях, а также орфограммы, выполнить задания с цифрами.
Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)
Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.
Усталый – согласованное определение, относящиеся к личному местоимению.
Отгремели грозы, и лето, знойное и дождливое, пролетело быстро, незаметно. 4
Знойное и дождливое – два однородных согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное состоит из 2-х простых предложений:
2-составное, нераспространённое, с обратным порядком слов, полное,
2-составное, распространённое, полное, осложнено обособленными определениями и однородными обстоятельствами, с прямым порядком слов.
Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался 2 по склону холма. (К. Паустовский)
Весь в солнечных пятнах – несогласованное определение, относящееся к нарицательному существительному.
Озарённые 3 сиянием луны, палатки лагеря казались иссиня – белыми.
Озаренные сиянием луны – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение.
Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.
Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, в этом предложении находится до определяемого им существительного, поэтому не обособляется.
Озарённая 3 – особая форма глагола – причастие.
Палатки (какие?) озарённые.
постоянные: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное;
непостоянные: в им. падеже, во множественном числе.
Палатки (какие?) озарённые.
Дополнительный материал по обособлению
1)Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.
Запятая в предложении не ставится, так как причастие очаровательный является частью составного именного сказуемого.
2) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.
Запятая в предложении ставится, так как в предложении есть прилагательное с зависимым словом.
5.Подведение итогов урока
Найти и выписать из рассказа А.П.Чехова «О любви» предложения с обособленными членами ( не менее 5 предложений).
Ответ оставил Гуру
Обособленные определения и приложения
громадных комнат, |нарушаемая
только изредка пением(х)|, |доносившимся из нижнего этажа|, нагоняла зевоту.
Листья кленов(х), |похожие на лапы|,
резко выделялись на желтом песке аллей.
3*. Дня через три оголились, доступные всем ветрам, бугры.
Хозяйка побранила ее за раннюю осеннюю прогулку(х), |вредную, /по ее словам/, для здоровья молодой девушки|.
Цветная осень(х), |вечер года|,
мне улыбается светло.
6. На митингах мы(х), |газетчики|, узнаем много новостей.
Внезапно из-за туч выглянуло солнышко(х), |большое и яркое|.
|Утомленный новыми впечатлениями|,
На небе задумчиво замерли легкие облака(х), |еще розовые от заката|.
__
** Обособленные приложения в предложениях 5 и 6,
в остальных
– обособленныеопределения.
*В 3-м предложении, возможно, авторы теста
предполагают добавочное значение причинности, но я бы запятыми не выделяла
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.