(1)Люди возвращались. (2)На маленькой голубой станции, уцелевшей от бомбёжек, беспорядочно и суетливо выгружались из вагонов женщины и дети с узлами и авоськами. (3)По обеим сторонам дороги заколоченные домики, глубоко зарывшись в сугробы, ждали своих хозяев.
(4)То там то сям вспыхивали в окнах светлячки коптилок, из труб поднимался дым. (5)Дольше всех пустовал домик Марьи Власьевны Самохиной. (6)Забор её повалился, и только кое-где стояли ещё крепко сбитые колья. (7)Над калиткой торчала вверх и билась на ветру сломанная доска. (8)В морозные зимние ночи, проваливаясь в снег, к запушённому крыльцу брёл голодный пёс, похожий на затравленного волка. (9)Он обходил дом, прислушиваясь к тишине, царившей за большими окнами, тянул носом воздух и, бессильно волоча длинный хвост, укладывался на снежном крыльце. (10)А когда луна бросала на пустой дом светлые жёлтые круги, пёс поднимал морду и выл.
(11)Вой будоражил соседей. (12)Измученные, настрадавшиеся люди, зарываясь головой в подушки, грозились заткнуть эту голодную глотку дубиной. (13)Может быть, и нашёлся бы человек, решившийся поднять дубину на поджарое собачье тело, но пёс, как бы зная это, остерегался людей, и утром на снегу оставались только следы, тянувшиеся неровной цепочкой вокруг брошенного дома. (14)И лишь один маленький человечек из домика напротив каждый вечер за старым обвалившимся погребом ожидал голодного пса. (15)В растоптанных валенках и старой серой шинельке он тихонько вылезал на крыльцо и смотрел, как в сумерках белеет снег.
(16)Потом, прижимаясь к стене, круто заворачивал за угол дома и шёл к погребу.
(17)Там, присев на корточки, он делал в снегу плотную ямку, выкладывал из кармана корочки хлеба и тихонько отступал за угол. (18)А за погребом, медленно переставляя лапы и не сводя с ямки голодных волчьих глаз, появлялась поджарая собака. (19)Ветер качал её костлявое тело, когда она жадно глотала то, что принёс маленький человечек. (20)Окончив еду, пёс поднимал голову и в упор смотрел на мальчика, а мальчик смотрел на пса. (21)Потом оба расходились в разные стороны: собака в снежные сумерки, а мальчик в тёплый дом.
(22)Судьба маленького человечка была судьбой многих детей, застигнутых войной и обездоленных фашистскими варварами. (23)Где-то на Украине золотой осенью в обуглившемся селе, только что отбитом у фашистов, безусый сержант Вася Воронов нашёл на огороде завёрнутого в тёплые тряпки двухлетнего мальчишку. (24)Рядом на вспаханной огородной земле, среди обрубленных кочанов капусты, в белой сорочке, вышитой красными цветами, лежала, раскинув руки, молодая женщина. (25)Пальцы одной руки крепко сжимали бутылку с молоком. (26)Из горлышка, заткнутого бумагой, медленно стекали на землю крупные молочные капли. (27)Если б не эта бутылка с молоком, может быть, пробежал бы Вася Воронов мимо убитой женщины, догоняя своих товарищей. (28)Но он услышал за капустными листьями слабое кряхтенье и увидел широко открытые детские глаза. (29)Неумелыми руками вытащил безусый сержант закутанного в одеяльце ребёнка, сунул в карман бутылку с молоком и, наклонившись над мёртвой женщиной, сказал:
— (30)Беру. (31)Слышь? (32)Василий Воронов! — и побежал догонять товарищей.
(33)На привале бойцы поили мальчика тёплым молоком, любовно оглядывали его крепенькое тельце и шутя называли Кочерыжкой.
(34)Кочерыжка был тихий; свесив голову на плечо Васи Воронова, он молча глядел назад, на ту дорогу, по которой его нёс Вася. (35)А если мальчик начинал плакать, товарищи Воронова с пыльными и потными от зноя лицами приплясывали перед ним, тяжело потряхивая амуницией и хлопая себя по коленкам:
— (36)Ай да мы! (37)Ай да мы!
(38)Кочерыжка замолкал, пристально вглядываясь в каждое лицо, как будто хотел запомнить его на всю жизнь.
— (39)Изучает чегой-то! — шутили бойцы и дразнили Васю Воронова. — (40)Эй, отец, докладай, что ли, по начальству насчёт новорождённого!
— (41)Боюсь, отымут, — хмурился Вася, прижимая к себе мальчонку. (42)И упрямо добавлял: — (43)Не дам. (44)Никому не дам. (45)Так и матери его сказал — не брошу!
— (46)Одурел, парень! (47)С ребёнком, что ли, в бой пойдёшь? (48)Или в няньки теперь попросишься? — урезонивали Васю бойцы.
— (49)Домой отошлю. (50)К бабке, к матери. (51)3акажу, чтоб берегли тама. v(52)Твёрдо решив судьбу Кочерыжки, Вася Воронов добился своего. (53)Поговорив по душам с начальством и передав своего питомца с рук на руки медицинской сестре, Вася написал домой длинное письмо. (54)В письме было подробно описано всё происшедшее, и кончалось оно просьбой: держать Кочерыжку, как своего, беречь, как родное дитё сына Василия, и не называть его больше Кочерыжкой, потому как мальчик крещён в тёплой речной купели самим Вороновым и его товарищами, давшими ему имя и отчество: Владимир Васильевич.
Задание 7. Замените словосочетание «огородная земля» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Найдите в словосочетании главное и зависимое слово. Главное слово оставьте без изменения, зависимое замените на однокоренное слово другой части речи так, чтобы изменить тип связи в словосочетании.
Земля (какая?) огородная – согласование. Зависимое слово изменяется вместе с главным, согласуется с ним в роде, числе и падеже.
Земля (чего?) огорода – управление. Зависимое слово зависит от главного (принимает форму косвенного падежа), то есть главное слово управляет зависимым.
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Выбранный для просмотра документ Словосочетание.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок русского языка в 8 классе Работу выполнила: учитель русского языка и литературы 2 квалификационной категории Рябенко Светлана Викторовна. МБОУСОШ №10 г. Сальска Тема урока: «Словосочетание»
Словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Смысловая связь в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного книга ( какая?) интересная. Грамматическая связь выражается с помощью окончания или предлога и окончания: приближается к деревне. мудрое слово,
По характеру главного слова словосочетания делятся Глагольные: главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием. Именные: главное слово выражено существительным , прилагательным, числительным, местоимением. Наречные: главное слово выражено наречием. Читать книгу Лучший друг Вдали от дороги От чего? Какой? Что?
Способы связи слов в словосочетании Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование – главное и зависимое слова в одном роде, числе, падеже. Изменяется зависимое: сильный ветер – сильного ветра, тающий снег – тающие снега. Управление – зависимое слово стоит в определенном падеже и не изменяется при изменении главного: видеть свет – видел свет, видевший свет. Примыкание – зависимое слово всегда неизменяемая часть речи – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола: живут дружно, говорит улыбаясь, хочет учиться.
Ключ к тесту А1 –3 А2 – 3 А3 – 3 А4 – 3 А5 – 3 А6 – 2 А7 — 4 В 1 — изумрудная капля, в зелёной ладошке В2. в ладошке ольхи В3. Дрожит в ладошке В4. Земляную кучу
Выбранный для просмотра документ тест.doc
ТЕСТ . Словосочетание. Вариант 1
А1. Найдите правильное определение словосочетания.
1) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу.
2) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых грамматически.
3) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически.
А2. Найдите именное словосочетание.
1) поглощать кислород; 2) свежо по-осеннему; 3) два товарища; 4) раздирать пополам.
A3. Найдите глагольное словосочетание.
1) строительство дома; 2) чтение журнала; 3) обвинять в недосмотре; 4) зелёная долина.
А4. Найдите наречное словосочетание.
1) причудливо сочетаются; 2) отчаянно бороться; 3) чересчур громко; 4) появиться кстати.
А5. Отметьте словосочетание со связью примыкание.
1) стремление к победе; 2) собираемся на площади;
3) появиться кстати; 4) очаровательный малыш.
А6. Найдите ошибку в определении способа связи.
1) загорелый юноша (согласование);
2) отягощенный плодами (примыкание);
3) увлечение музыкой (управление);
4) громко разговаривая (примыкание).
А7. Найдите правильное определение типа связи словосочетания.
1) наше присутствие (управление);
2) приостановить движение (примыкание);
3) хотел написать (согласование);
4) прибыть вовремя (примыкание).
Дрожит изумрудная капля в зелёной ладошке ольхи.
В1. Из приведённого предложения выпишите словосочетание (словосочетания) со связью согласование.
В2. Из приведённого предложения выпишите словосочетание, которое состоит из двух имён существительных, со связью управление.
ВЗ. Из приведённого предложения выпишите словосочетание, выражающее обстоятельственное значение.
В4. Замените словосочетание КУЧУ ЗЕМЛИ , построенное на основе управления словосочетанием со связью согласование.
С1 Придумайте и запишите предложение, употребив словосочетания с тремя видами связи: согласование, управление, примыкание.
- Сапрыкина Светлана ВикторовнаНаписать 2726 21.04.2014
Номер материала: 78869042119
-
21.04.2014 601
-
21.04.2014 3897
-
21.04.2014 9914
-
21.04.2014 3957
-
21.04.2014 7431
-
21.04.2014 1122
-
21.04.2014 1873
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Ответы на вопрос
1)василий ускорил свой шаг, для того чтобы не опоздать в школу.
2)я проснулся раньше, для того чтобы быстрее приступить к урокам.
3)дмитрий успел сделать всю работу, до того как я вернулся домой.
4)отчет был готов, до того как я вернулся на своё рабочее место.
5)я опоздал в школу, из-за того что поздно проснулся.
6)я делал всю работу по дому, из-за того что мой брат уехал к тёте.
7)я спешил в магазин, ради того чтобы закупить провиант на 3 дня.
8)в знак того что я был на своей позиции, я поднял руку.
9)для того чтобы успеть сделать все уроки, я сократил время своего отдыха.
10)я продолжал идти, несмотря на то что я сильно устал.
11)я встал рано утром, несмотря на то что поздно лёг спать.
12)исходя из того что все были на месте, мы решили начать обсуждение прошедшой недели.
13)мы все вышли из класса, после того как прозвенел звонок.
14)перед тем как пойти в магазин, я зашел в комнату своего брата.
15)помимо того что ему претстояло сделать много работы, он мне.
16)после того как мы сделали всю работу, мы ушли на футбольное поле.
17)под предлогом того что мне обещали щедрое вознагрождение, я пошел делать работу.
18)в связи с тем, что мы все новички, нас объеденили в одну группу.
19)потому как все хорошо сдали тесты, нас отпустили домой.
20)после того как все здали зачет, нас отпустили домой.