Крупные промышленные центры наукоемкого машиностроения

Автор: | 12.03.2024

Ответ

6a26ef3815709d50404e080415e69381 Домострой

Наукоемкость.
Современное машиностроение в своем развитии опирается на передовую науку, это прежде всего новые отрасли машиностроения (электронное, атомное, космическое).

Крупные центры: Москва, С.- Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, наукограды Подмосковья – Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев.

Металлоемкость .
Тяжелое машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно – шахтное)
Крупные центры: районы металлургических баз – на Урале: Екатеринбург, Челябинск

Машиностроение, на долю которого приходится около 1/5 объема произведенной промышленной продукции в стране, 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала, относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей хозяйства России (представлено своими предприятиями во всех экономических районах).

Размещение предприятий отраслей машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемых изделий (их габаритов и массы), трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости, энергоемкости их производства, транспортабельности и т. п.

Тяжёлое машиностроение в России производит половину товарной продукции отрасли. Отличается высокой металлоёмкостью, электроёмкостью; средней энерго- и фондоёмкостью; малой трудоёмкостью.

Предприятия тяжелого машиностроения по специфике производства делят на три вида:

Предприятия законченного цикла (заготовка, обработка и сборка деталей и узлов).

Предприятия, занимающиеся только монтажом готовых деталей, агрегатов, секций.

Предприятия универсальные и специализированные. Располагаются в районах металлургических баз или в районах потребления (малотранспортабельная продукция, продукция узкоотраслевого потребления).

Тяжёлое машиностроение включает отрасли:

производство металлургического оборудования,

производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности,

производство тяжёлых станков и кузнечнопрессового оборудования.

Уральский район первая металлургическая база страны, одновременно является главным районом тяжелого машиностроения России. Здесь производят металлургическое и горно-шахтное оборудование, тяжелые станки, экскаваторы, турбины и гидрогенераторы (Екатеринбург, Орск, Нижний Тагил, Копейск в Челябинской области и др.).

В Западной и Восточной Сибири на металле Сибирской металлургической базы возникли предприятия по производству горно-шахтного оборудования (Кемерово, Прокопьевск в Кемеровской области), турбин и тяжелых станков (Новосибирск), металлургического и горного оборудования (Иркутск, Красноярск), паровых котлов (Барнаул).

В Центре европейской России металлургическая база (Центральная) обеспечивает металлом производства паровых котлов (Подольск и Белгород), тяжелых станков (Коломна), металлургического оборудования (Электросталь), кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования (Воронеж).

Крупные центры тяжелого машиностроения размещаются и вне металлургических баз

Санкт-Петербург (производство паровых и гидравлических турбин, турбогенераторов),

Таганрог (производство паровых котлов),

Волгодонск в Ростовской области и Колпино в Ленинградской (производство атомных реакторов),

Ульяновск (производство тяжелых станков) и др.

К металлоемким относятся и отдельные отрасли транспортного машиностроения: локомотивостроение, вагоностроение, судостроение.

Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центральный район). Впоследствии оно получило развитие вблизи металлургических баз (Северный Кавказ). В настоящее время большую часть тепловозов изготавливают заводы, расположенные в Центральном районе (Коломна, Людиново, Муром, Брянск), электропоездов на Северном Кавказе (Новочеркасск). В Центральном районе (Демихово) начато производство пригородных электропоездов.

Вагоностроение крупный потребитель не только металла, но и пиломатериалов. По этой причине производство вагонов большое развитие получило в районах, хорошо обеспеченных металлом и древесным сырьем на Урале (Нижний Тагил, Усть-Катав), в Западной Сибири (Новоалтайск) и Восточной Сибири (Абакан), в Центре (Тверь, Брянск, Мытищи, Торжок). В центрах, расположенных на Северо-Западе (Калининград, Санкт-Петербург), вагоностроение использует в основном на привозные металл и древесину.

Еще более значителен отрыв от металлургических баз предприятий судостроительной промышленности (хотя они и потребляют большое количество металла). Судостроение, которое делится на морское и речное, представлено своими верфями на побережьях морей и речных магистралей. Верфи морского судостроения находятся на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), Баренцева моря (Мурманск), Белого моря (Архангельск), Каспийского моря (Астрахань) и Японского моря (Владивосток). В производстве речных судов наиболее велика роль центров, расположенных на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск).

Среди отраслей транспортного машиностроения ведущая автомобилестроение. Оно рассоложено в районах, отличающиеся высокой технической культурой производства, развитой сетью путей сообщения, занимающих удобное географическое положение в отношении многочисленных предприятий-смежников поставщиков различных узлов, деталей, запасных частей, материалов (моторы, электрооборудование, приборы, пластические массы, технические ткани, шины, стекло и др.). Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют районы европейской части страны:

Поволжский (здесь расположены Волжский автомобильный завод в Тольятти, на который приходится 80% производства легковых автомобилей в стране, Камский комплекс заводов в Набережных Челнах, автомобильные заводы в Ульяновске, Елабуге, троллейбусный завод в г. Энгельсе Саратовской области и др.),

Волго-Вятский (Нижегородский завод ГАЗ, дающий более половины производства грузовых автомобилей в стране, заводы в Саранске и Павлово-на-Оке),

Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Галицыно),

Уральский (Ижевск, Миасс, Курган).

В восточных районах, где нет необходимых условий для развития отрасли, автомобилестроение представлено лишь автосборочными заводами (Чита в Восточной Сибири).

Предприятия по производству автомобильных моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье Нижегородской области.

В основном та же группа факторов (наличие высокой технической культуры и научно-производственного потенциала, высококвалифицированных кадров и т.п.) определяет размещение авиационной и ракетно-космической промышленности, станкостроения, приборостроения, производства различного рода точных машин, инструмента и т. п.

Основная часть авиационных предприятий находится в центральных районах европейской части (Москва, Смоленск, Воронеж), в Поволжье (Ульяновск, Самара, Саратов, Казань) и в Западной Сибири (Омск, Новосибирск).

Предприятия ракетно-космической промышленности размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Производство вычислительной техники, приборов, точных станков, инструмента и т.п., отличающихся наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью продукции, сосредоточено в крупных городах многих районов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.)

Сельскохозяйственное машиностроение расположено в местах потребления готовой продукции. Заводы по производству:

зерноуборочных комбайнов расположены в районах развитого зернового хозяйства на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), на юге Восточной Сибири (Красноярск),

льноуборочных в районах возделывания льна (Бежецк в Центральном районе),

силосоуборочных в Центральном районе (Люберцы),

картофелеуборочных в Центральном районе (Рязань, Тула),

рисоуборочных в Дальневосточном районе (Биробиджан).

Различные сельскохозяйственные машины производят также заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

Тракторостроение, наиболее металлоемкая отрасль сельскохозяйственного машиностроения, получило развитие как

в районах, располагающих крупными источниками металла Центрально-Черноземном (Липецк), Поволжском (Волгоград), Уральском (Челябинск), Западно-Сибирском (Рубцовск),

так и у потребителей в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Северном (Петрозаводск), Центральном (Владимир), Волго-Вятском (Чебоксары) районах.

Центральный районавтостроение со смежными производствами (локомотиво- и вагоностроение), речное судостроение, пр-во станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов; энергетическое и электротехническое машиностроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение.

Северо-Запад и Север энергетическое и электротехническое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение, производство точных машин и приборов, производство промышленного оборудования.

Поволжьестанкостроение и приборостроение, пр-во подшипников, автостроение, речное судостроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для нефтяной и химической промышленности.

Северный Кавказ сельскохозяйственное машиностроение, локомотивостроение, энергетическое машиностроение.

Урал горное, металлургическое и химическое оборудование, кузнечно-прессовое оборудование, строительно-дорожные машины, тракторостроение, энергетическое и электротехническое машиностроение, автостроение, пр-во станков и инструмента.

Западная и Восточная Сибирьпр-во горного и металлургического оборудования, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое и электротехническое машиностроение, станкостроение и приборостроение, вагоностроение и речное судостроение.

Дальний восток морское и речное судостроение, пр-во станков и промышленного оборудования.

1. Филиппова И.Н. Экономическая география транспорта. Учебное пособие. Астраханский Государственный Технический университет, кафедра «Экономика и управление предприятием». Астрахань, 2008 г. 65 с. С.55-61.

2. Экономическая география России: Учебник. изд. перераб. и доп. / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В.Степанова. — М.: ИНФРА-М. 2007. С.144-165

3. Экономическая география/В.П. Желтиков, Э 40 Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 384 с. Раздел 7.2 «Металлорудные ресурсы», Раздел 9.3 «Чёрная металлургия мира», Раздел 9.4 «Цветная металлургия мира». Раздел 11.2.6 «География чёрной металлургии», Раздел 11.2.7 «География цветной металлургии»

4. Экономическая география России: Учебник. изд. перераб. и доп. / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В.Степанова. — М.: ИНФРА-М. 2007. С.181-192

5. Экономическая география/В.П. Желтиков, Э 40 Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 384 с. Раздел 9.5 «Машиностроение мира», Раздел 11.2.9 «География машиностроение»

1. Расположение металлорудных ресурсов в мире (железные руды, черные металлы, цветные металлы). Экспорт-импорт сырья.

2. Чёрная металлургия мира. Предприятия чёрной металлургии (полного цикла, малой и цеховой металлургии).

3. Принципы размещения. География чёрной металлургии России

4. Цветная металлургия мира (производство цветных, благородных, редких металлов и их сплавов). Факторы, влияющие на размещение предприятий цветной металлургии.

5. География цветной металлургии России

6. Факторы, влияющие на эффективность размещения предприятий машиностроения

7. Структура и размещение машиностроительной отрасли мира.

8. География машиностроения России.

9. Районирование – размещение предприятий машиностроительной отрасли в зависимости от экономико-географических районов России.

[1] Ферросплавы — сплавы железа с так называемыми легирующими металлами (марганец, хром и др.), применяются при выплавке стали как специальные добавки для повышения качества металла.

[2] Бенилю́кс (Benelux, нидерл. Benelux Unie; фр. Union Benelux) – межправительственная организация, представляющая собой политический, экономический и таможенный союз в Западной Европе, включающий в себя три монархии: Бельгию, Нидерланды и Люксембург.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10092 — plus Домострой | 7528 — minus Домострой или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Крупнейшие центры машиностроения в России — Санкт-Петербург (Ижорские заводы, Ленинградский металлический завод, "Электросила", Петербургский тракторный завод, заводы иностранных автоконцернов), Москва ("Электрозавод", Коломенский завод, "Метровагонмаш", Демиховский машзавод), Таганрог ("Красный котельщик"), Екатеринбург, Барнаул (Уральский турбинный завод, филиалы Энергомашкорпорации, Алтайский тракторный завод); сельскохозяйственного машиностроения — Ростов-на-Дону ("Ростсельмаш"), Красноярск (Красноярский завод комбайнов, "Краслесмаш"), Краснодар ("БДМ-Агро"), Волгоград (Волгоградский тракторный завод), Новосибирск ("Сиблесмаш"), Тверь (Тверской вагоностроительный), Нижний Тагил ("Уралвагонзавод"), Брянск (Брянский машзавод), Новочеркасск (Новочеркасский электровозостроительный завод), Петрозаводск (Онежский тракторный завод), Тольятти (АвтоВАЗ), Нижний Новгород (Горьковский автозавод), Ульяновск (Ульяновский автозавод). Доля в российском ВВП каждой из отдельных машиностроительных отраслей — около 1%. Исключение — автопром, доля в ВВП которого составляет 1,8%, а также транспортное машиностроение (1,2%). Абсолютным лидером по объему выпуска является автопром: $41 млрд в 2007 году, за ним следуют железнодорожное машиностроение ($7 млрд), энергомаш ($2,6 млрд), сельхозмашиностроение ($1,6 млрд) и производство лесной техники ($600 млн). Доля каждой из отраслей в мировом производстве не превышает 2%, однако по отдельным машинам достигает 20% (например, на Россию приходится 17% мирового производства зерноуборочных комбайнов, основного вида техники в сельском хозяйстве, а также 20% трелевщиков, применяемых в лесном хозяйстве). Рынки сбыта: Россия и СНГ, Индия Китай, Иран, Сирия, Болгария, Польша (энергомаш и железнодорожное машиностроение), Индонезия, Вьетнам (лесное машиностроение), Латинская Америка (автопром).

Читайте также  Коронка по керамике энкор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *