Страны по всему миру выпустили торговые данные по железной руде за ноябрь прошлого года. Данные, опубликованные Украиной, указывают на то, что экспорт железной руды страны составил на сумму $ 186,2 млн в ноябре прошлого года. Основным импортером украинской железной руды был Китай. Объем импорта со стороны Китая достиг $ 54,73 млн, что составляет почти 30% от общего объема экспорта Украины в течение месяца. Совокупный экспорт железной руды в стране в январе-ноябре 2016 года составил $ 1,6 млрд, в то время как импорт был оценен в $ 70,86 млн.
По данным турецкого статистического института (TUIK), Турция импортировала 9,671 млн тонн железной руды в период январь-ноябрь 2016 года, что выше на 4,4% по сравнению с годом ранее. Основным экспортером сталеплавильного сырья в Турцию в течение одиннадцати месяцев была Бразилия. Импорт из Бразилии составил 4,79 млн тонн, что достигает почти 50% от общего объема импорта со стороны Турции в этот период. Вторым по величине поставщиком железной руды в Турцию была Россия с 1,62 млн тонн, что составляет 16,8% от турецкого импорта. Другими основными экспортерами в течение одиннадцати месяцев были Швеция (1,5 млн тонн, 15,5%) и Украина (870000 тонн, 9%).
Между тем, последние данные таможенной статистики, опубликованные Ираном, указывают на 45% роста объемов экспорта железной руды в течение первых трех кварталов 2016 года. Объем экспорта составил 13,08 млн тонн в течение этого периода.
Согласно последним статистическим данным, опубликованным Министерством развития, промышленности и внешней торговли Бразилии, в течение декабря 2016 года объемы экспорта железной руды в стране составили 35,11 млн тонн. При этом экспорт вырос почти на 12% при сопоставлении с предыдущим месяцем. Тем не менее, экспорт снизился значительно на 11,2% по сравнению с тем же месяцем годом ранее. Объем экспорта составил $ 1,76 млрд в течение месяца. Экспорт железной руды в стране составили в общей сложности 31,439 млн тонн в ноябре прошлого года. Самым крупным импортером железной руды из Бразилии в течение месяца был Китай. Импорт в Китай составил 18,990 млн тонн, на сумму $ 707,5 млн.
- 10 — 11 классы
- География
- 6 баллов
Страны-лидеры по экспорту и импорту железной руды. Заранее спасибо.
Мировой рынок железной руды в 2000-е годы был одним из наиболее быстро растущих сырьевых рынков как в физическом, так и в стоимостном выражении. В кризисном 2009 г. мировая торговля железной рудой, в отличие от большинства товаров, сохранила свое поступательное развитие, рост продолжился и в 2010 г. В стоимостном выражении объем рынка в 2009 г. уменьшился ввиду сильного снижения цен, однако в 2010 г. он значительно превысил докризисные показатели.
Мировая торговля железной рудой в 2010 г. в натуральном выражении увеличилась на 13% (в 2009 г. — на 5,5%), а в стоимостном — примерно на 80% (в 2009 г. сократилась на 17%). Физический объем мировой торговли железной рудой в 2010 г. превысил 1,1 млрд. т, а стоимостной (по экспорту) 105 млрд. долл.
Росту торговли в 2009 г. способствовал резко увеличившийся спрос со стороны КНР, перекрывший его снижение у других ведущих покупателей — ЕС, Японии, Республики Корея и пр.
В 2010 г. китайский спрос оставался стабильным, тогда как в остальных странах-импортерах железной руды восстановление металлургического производства обусловило значительное расширение закупок на мировом рынке.
Крупнейшим экспортером железной руды в последние годы является Австралия, поставки которой растут непрерывно с 2002 г. В 2010 г. ее экспорт составил 403 млн. т, что на 11% выше уровня 2009 г. В 2000-е годы австралийский экспорт стал практически полностью направляться в Восточную Азию, тогда как поставки в Европу уменьшились до малозначимой величины, а отгрузки на Ближний Восток и в Северную Америку прекратились. Главным покупателем австралийской железной руды с середины первого десятилетия нового века выступает КНР, в 2010 г. на нее приходилось 68% экспорта. Доля Японии в 2010 г. составила 19%, Республики Корея — 9,5%, Тайваня — 3%, стран ЕС — 0,5%.
Второе место по экспорту железной руды занимает Бразилия, лидировавшая вместе с Австралией до 2007 г. В 2010 г. поставки Бразилии, после сокращения в предыдущем году, выросли на 17% и достигли нового исторического максимума -311 млн. т. Экспорт Бразилии традиционно характеризуется широкой географической диверсификацией благодаря высокому качеству руд и более выгодному географическому положению по сравнению с основными конкурентами. Именно эту страну следует считать наиболее конкурентоспособным поставщиком железной руды в глобальном масштабе.
Главным рынком сбыта бразильского железорудного сырья в 2000-е годы стала Восточная Азия, опередившая Европу. Кроме того, значителен экспорт на Ближний Восток, в Латинскую Америку, страны НАФТА, Северную Африку, Юго-Восточную Азию. Крупнейшим импортером железной руды из Бразилии в начале нового века стала КНР — в 2010 г. ее доля составила 49%. Другими крупными покупателями в 2010 г. были Япония (12%), Германия (около 7%), Республика Корея (около 4%), Аргентина, Великобритания, Италия, Франция (по 2,5%), Нидерланды (более 2%), Бахрейн, Саудовская Аравия (по 2%), Тайвань (1,5%).
Третье место по экспорту железной руды занимает Индия. В первой половине 2000-х годов ее поставки быстро росли, однако затем темпы снизились, что было связано со значительным увеличением внутреннего потребления, следствием чего являются и более высокие цены на индийскую руду по сравнению с основными конкурентами и ограничения экспорта, периодически вводимые индийскими властями. В 2010 г. поставки из Индии уменьшились на 9% по сравнению с предыдущим годом, составив 104 млн. т. Доминирующим направлением экспорта Индии с середины 2000-х годов стал Китай и в 2010 г. его доля составила 93%. Крупным покупателем оставалась Япония (в 2010 г. — 5%). В 2010 г. значимые поставки также осуществлялись в Республику Корея и страны ЕС.
ЮАР резко увеличила поставки железной руды в 2009 г., благодаря чему укрепилась на четвертой строчке в списке ведущих экспортеров этого сырья. В 2010 г. ее экспорт вырос почти на 8%, достигнув нового максимума в 48,5 млн. т. Главным рынком сбыта оставалась Восточная Азия, большое значение по-прежнему имели страны ЕС. Крупнейшим покупателем железной руды из ЮАР выступала КНР, доля которой в 2010 г. составила 63%. Крупными импортерами также являлись Германия и Япония (по 12,5%). Значительные отгрузки осуществлялись в такие государства, как (%): КНДР (4), Италия (2,5), Великобритания (около 2), Словения (1,5), Республика Корея (1).
Украина, после достаточно продолжительного периода стагнации экспорта, с 2008 г. динамично увеличивала поставки железной руды. В 2010 г. ее экспорт вырос на 18,5%, составив рекордные 32,7 млн. т. Основным рынком сбыта украинской руды традиционно выступали страны Центральной и Восточной Европы, куда осуществлялись железнодорожные поставки, однако резкое повышение цен на железорудное сырье в середине 2000-х годов сделало рентабельными крупнотоннажные морские поставки в Китай. В последние годы именно КНР являлась ведущим импортером украинской железной руды и в 2010 г. ее доля составила 39%. Крупными покупателями оставались (%): Польша (14), Чехия (13), Австрия (11) и Словакия (9). Среди прочих направлений экспорта в 2010 г. выделялись Сербия (5,5), Румыния (3), Турция (2,5) и Венгрия (2).
Экспорт железной руды из Канады в 2010 г. вырос на 4,5% и составил 32,6 млн. т, что стало максимальным показателем с 1998 г. Главными рынками сбыта для нее в последние годы являлись Западная Европа (традиционный) и Восточная Азия (новый), при этом значение США сильно уменьшилось. Наибольший объем поставок в 2010 г. был произведен в Германию и КНР (по 22%), а также (%): в США (13,5), Францию (11), Тринидад и Тобаго (5,5), Великобританию (3,5), Бельгию (3), Японию (2,5), Тайвань (около 2,5), Италию, Республику Корею (по 2%).
Россия в 2010 г. увеличила экспорт железной руды на 11% — до 22,8 млн. т (с учетом торговли в рамках Таможенного союза), что существенно ниже максимума 2007 г. Традиционно российская руда поступала преимущественно в восточноевропейские государства, а также в Финляндию и Украину, эпизодически крупные поставки осуществлялись в Западную Европу и Турцию, с середины 2000-х годов значительные отгрузки совершались в направлении Китая. Главными контрагентами экспорта железной руды из России в 2010 г. были такие государства, как (%): КНР (32), Словакия (12), Украина (11,5), Нидерланды (11), Италия, Чехия (по 6), а также Казахстан (4,5), Венгрия (4), Польша (3,5), США и Турция (по 2,5).
Экспорт железной руды из Швеции в 2010 г. вырос на 29% и достиг максимальной за последние 30 лет отметки в 20,7 млн. т. Основная часть экспортируемой руды традиционно реализовывалась в странах Северо-Западной Европы и Финляндии, с 1990-х годов значительные поставки осуществлялись в Северную Африку и на Ближний Восток. В 2010 г. в наибольших объемах экспорт был направлен в Германию (25%), а также (%): в Финляндию (18), Саудовскую Аравию (14), Нидерланды (10), Турцию (8), КНР (7), Египет (5), Великобританию (4), Катар (3), Ливию (более 2) и Венгрию (около 2%).
Казахстан в 2010 г. увеличил экспорт железной руды на 12,5% — примерно до 16,5 млн. т (с учетом торговли в рамках Таможенного союза), существенно превзойдя максимум 2006 — 2007 гг. Долгое время подавляющая часть поставок из Казахстана была направлена в Россию в рамках сформированных еще в 1960-е гг. технологических связей с металлургическими заводами Урала, прежде всего Магнитогорским комбинатом. В 2000-е годы значительное увеличение спроса в соседней КНР сделало привлекательными поставки и в эту страну. В 2010 г. на Россию приходилось 62% экспорта железной руды Казахстаном, на КНР — 37%.
Экспорт железной руды Ираном в 2010 г. удвоился, достигнув 15 млн. т. Благодаря этому страна впервые попала в десятку крупнейших экспортеров. Подавляющая часть экспорта Ирана (более 95%) была направлена в Китай.
Чили второй год подряд показывала высокие темпы роста экспорта железной руды; в 2010 г. он увеличился на 27% до максимального за последние 30 лет уровня в 10,7 млн. т, при этом главным направлением поставок являлась КНР (в 2010 г. — 73%). К другим важным направлениям относились (%): Япония (12), Индонезия (7) и Малайзия (4).
Поставки железной руды из Мавритании на мировой рынок в первом десятилетии нового века отличались достаточно высокой стабильностью. В 2010 г. они оставались на уровне предыдущего года, составив 10,5 млн. т, что несколько ниже максимальных показателей предыдущих лет. Экспорт Мавритании был традиционно направлен главным образом на западноевропейский рынок, однако в условиях кризиса резко выросло значение китайского рынка. В 2010 г. доля КНР составила 40%, Франции -18%, Италии — 13%, Нидерландов -10%, Бельгии, Германии, Испании — по 4 — 5%.
США в 2010 г. экспортировали 10 млн. т железной руды, увеличив в 2,6 раза отгрузки по сравнению с предыдущим годом. Исторически подавляющая часть американских поставок была направлена в Канаду (81%), из прочих стран назначения можно выделить КНР (7%), Германию (3,5%), Францию (2,5%) и Мексику (2%).
Экспорт железной руды Индонезией в 2010 г. вырос в 1,5 раза, достигнув рекордных 8,7 млн. т. Практически весь товар поставлялся на китайский рынок, доля остальных стран составила примерно 1%.
Поставки железной руды из Перу в 2010 г. увеличились 21% до 8,2 млн. т, что стало новым рекордом для страны. Почти 95% экспорта было направлено в КНР, около 4% -в Японию.
Венесуэла в 2010 г. экспортировала 7,5 млн. т железной руды, почти в 2 раза больше, чем годом ранее. В наибольших объемах поставки осуществлялись в КНР (70%), Бельгию (15%), Францию (7%) и США (3,5%).
Крупнейшим в мире импортером железной руды с 2003 г. выступала КНР, опередившая прежнего лидера — Японию. В 2000-е годы именно бурный рост китайского спроса стал главной причиной устойчивого расширения международной торговли железной рудой. Доля КНР в мировом импорте за последние 10 лет выросла в 4 раза, составив более 55% в 2010 г. (в кризисный 2009 г. на фоне низкого спроса в других странах этот показатель составил около 65%).
Быстрый рост спроса со стороны КНР привел к значительному удорожанию железорудного сырья, что стимулировало развитие экспорто-ориентированной добычи во многих странах мира, в том числе тех, которые прежде не экспортировали или даже не добывали железную руду (Иран, Индонезия, Монголия, Мьянма, Таиланд и др.). Из примерно 50 стран, осуществляющих в настоящее время конкурентоспособный экспорт железной руды (т. е. без учета перепродаж, практикуемых прежде всего рядом европейских импортеров в рамках ЕС), в КНР не поставляют свой товар только Босния и Герцеговина и Албания. При этом из 20 ведущих экспортеров железной руды только у четырех (Швеции, Казахстана, США и Филиппин) крупнейшим покупателем не является Китай.
Импорт железной руды КНР в 2010 г. впервые за 10 лет нового века снизился на 1,5% — до 619 млн. т, однако анализ ежемесячных данных о закупках не дает оснований делать вывод о сломе тенденции, и по итогам 2011 г. более вероятным представляется увеличение импорта, нежели его снижение. Главными поставщиками железной руды в КНР выступали Австралия, Бразилия и Индия, суммарно обеспечивающие 80 — 85% китайского импорта; в 2010 г. их доли равнялись 43%, 21% и 15,5% соответственно. Существенный вес в 2010 г. также имели ЮАР (около 5%), Иран (около 2,5%), Украина (2%), Индонезия, Перу, Чили, Россия, Казахстан (примерно по 1%), Венесуэла (около 1%). Всего же в 2010 г. КНР осуществила ввоз железной руды в объеме более 1 млн. т из 23 стран.
Суммарный импорт железной руды стран ЕС в 2010 г. составил 165 млн. т, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2009 г., но значительно ниже докризисных показателей. Из этого объема более 125 млн. т приходилось на ввоз из-за пределов региона, а 25 млн. т — на реэкспорт Нидерландов (в основном в Германию), около 15 млн. т — на прочую внутрирегиональную торговлю (главным образом поставки из Швеции). Ведущим поставщиком железной руды в ЕС традиционно выступала Бразилия, в 2010 г. ее доля равнялась 50%. Важными партнерами ЕС по импорту являлись такие страны, как (%): Украина (15), Канада (13), Россия (7,5), ЮАР (5), Мавритания (4,5), а также Венесуэла (2), Австралия (около 1,5) и Норвегия (более 1).
В 2010 г. крупнейшим импортером среди стран ЕС традиционно выступала ФРГ (43 млн. т), второе место принадлежало Нидерландам (34 млн. т), благодаря реэкспортным операциям. Из остальных стран ЕС выделялись (млн. т): Франция (15,3), Италия (12,1), Великобритания (10,6), Австрия (8), Бельгия (7,6) и Польша (6,5). Географическая структура импорта отдельных стран характеризовалась сходными чертами: для восточноевропейских государств основными партнерами выступали Украина и Россия, для остальных стран — Бразилия, Канада, Швеция, ЮАР, Мавритания.
Импорт железной руды Японией в 2010 г. вырос на 27% после падения на 25% в предыдущем году, однако остался ниже докризисных показателей, составив 134 млн. т. В указанном году ведущие позиции на японском рынке традиционно принадлежали Австралии (59%), второе место занимала Бразилия (30%). Довольно крупными поставщиками выступали ЮАР (4,5%) и Индия (4%).
Республика Корея сохранила свои позиции третьей по величине страны-импортера железной руды, опередив Германию. В 2010 г. она увеличила ввоз на рекордные 34% или более чем на 14 млн. т, достигнув нового исторического максимума в 56,3 млн. т. Главным поставщиком для нее традиционно выступала Австралия (69%), второе место принадлежало Бразилии (23%). В 2010 г. в существенных объемах осуществлялись закупки в ЮАР (4,5%), Индии (1,5%) и Канаде (1%).
Импорт железной руды Тайванем в 2010 г. вырос почти на 60% — до 18,9 млн. т, что стало новым историческим максимумом. Ввоз практически полностью происходил из Австралии (67%) и Бразилии (27%); значительные закупки регулярно осуществляются в Канаде (в 2010 г. — 5%).
Россия в 2010 г. увеличила импорт железной руды на 18% — до 10,5 млн. т (с учетом торговли в рамках Таможенного союза), что было существенно ниже докризисных показателей. В новом веке почти вся руда традиционно импортировалась из Казахстана, до 2% в отдельные годы составлял ввоз из Украины.
Импорт железной руды Саудовской Аравии в 2010 г. вырос на 55% — до 8,2 млн. т, что стало вторым результатом в ее истории после максимума 2005 г. В наибольших объемах ввоз железной руды осуществлялся из Бразилии (примерно 65%) и Швеции (30%).
Канада в 2010 г. увеличила ввоз железной руды в 2,6 раза — до 8,1 млн. т, что существенно ниже предкризисного максимума. Практически весь объем исторически импортируется из США.
Импорт железной руды Аргентины в 2010 г. вырос в 2,2 раза, достигнув рекордных 7,7 млн. т. Традиционно закупки почти полностью осуществляются в Бразилии.
Турция в 2010 г. стала одним из немногих покупателей, уменьшивших на 7,5% ввоз железной руды по сравнению с аналогичным показателем 2009 г., при этом импорт составил 7,2 млн. т. Основными поставщиками на турецкий рынок в 2010 г. были Бразилия (48%), Швеция (26%), Украина (12%) и Россия (9%).
Закупки железной руды США в 2010 г. выросли на 64% — до 6,4 млн. т, что значительно меньше прежних показателей; наибольшую часть импортного спроса традиционно обеспечивала Канада (70%). В указанном году существенный вес имели также Россия (9,5%), Бразилия (8%) и Венесуэла (4%).
«>