Последовательность создания сборочного чертежа пробкового крана
Эскизы деталей пробкового крана, изображенного на рис. 6.2.1 и 6.2.2 даны в приложении 2 (рис.1…4).
Рис. 6.2.1 Пробковый кран
Рис. 6.2.2 Детали, входящие в сборочную единицу «Кран пробковый»
6.3 Поэтапное выполнение сборочного чертежа пробкового крана.
1этап – размещение изображений сборочной единицы по габаритным размерам (рис.6.3.1).
2 этап – изображение корпуса по размерам с необходимыми разрезами (рис.6.3.2).
3 этап – изображение пробки (рис.6.3.3).
4 этап – изображение крышки сальника и крышки крана (рис.6.3.4).
5 этап — изображение болтовых, шпилечных соединений и штриховка всех деталей, попадающих в секущую плоскость (рис.6.3.5).
6 этап – нанесение размеров, линий-выносок для нанесения номеров позиций, заполнение основной надписи (рис.6.3.6).
7 этап – составление спецификации (рис.6.3.7).
8 этап – простановка номеров позиций в соответствии со спецификацией (рис. 6.3.8).
Приложение.1 Эскизы деталей, входящих в сборочную единицу «Вентиль».
Рис. 1. Эскиз корпуса
Рис. 2. Эскиз крышки.
Рис.3. Эскиз гайки накидной
Рис. 4. Эскиз штока
Рис. 5. Эскиз клапана
Рис.6. Эскиз маховика
Рис.7. Эскиз кольца
СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ. ДЕТАЛИРОВАНИЕ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ
Последовательность создания сборочного чертежа пробкового крана
Эскизы деталей пробкового крана, изображенного на рис. 6.2.1 и 6.2.2 даны в приложении 2 (рис.1…4).
Рис. 6.2.1 Пробковый кран
Рис. 6.2.2 Детали, входящие в сборочную единицу «Кран пробковый»
Поэтапное выполнение сборочного чертежа пробкового крана.
1этап – размещение изображений сборочной единицы по габаритным размерам (рис.6.3.1).
2 этап – изображение корпуса по размерам с необходимыми разрезами (рис.6.3.2).
3 этап – изображение пробки (рис.6.3.3).
4 этап – изображение крышки сальника и крышки крана (рис.6.3.4).
5 этап — изображение болтовых, шпилечных соединений и штриховка всех деталей, попадающих в секущую плоскость (рис.6.3.5).
6 этап – нанесение размеров, линий-выносок для нанесения номеров позиций, заполнение основной надписи (рис.6.3.6).
7 этап – составление спецификации (рис.6.3.7).
8 этап – простановка номеров позиций в соответствии со спецификацией (рис. 6.3.8).
Эскизы деталей, входящих в сборочную единицу «Вентиль».
Рис. 1. Эскиз корпуса
Рис. 2. Эскиз крышки.
Рис.3. Эскиз гайки накидной
Рис. 4. Эскиз штока
Рис. 5. Эскиз клапана
Рис.6. Эскиз маховика
Рис.7. Эскиз кольца
Рис. 8. Эскиз втулки нажимной
Приложение 2. Эскизы деталей, входящих в сборочную единицу «Пробковый кран»
Рис. 1. Эскиз корпуса
Рис. 2. Эскиз пробки.
Рис.3. Эскиз крышки сальника.
Рис.4 Эскиз крышки
Приложение 3. Примеры выполнения эскизов деталей и сборочного чертежа вентиля со сложной формой корпуса.
Рис.1. Сборочный чертеж вентиля с корпусом сложной формы
Рис. 2 Спецификация 1 лист
Рис. 3. Спецификация. 2 лист
Рис. 4. Эскиз корпуса вентиля сложной формы
Рис. 5. Эскиз крышки
Рис. 6. Эскиз штока
Рис. 7. Эскиз клапана.
Рис. 8. Эскиз гайки накидной.
Рис. 9. Эскиз втулки.
Рис. 10. Эскиз кольца сальникового.
Рис. 11. Эскиз маховика.
Пример выполнения сборочного чертежа вентиля без крышки.
Рис. 1. Сборочный чертеж вентиля без крышки.
СБОРОЧНОГО ЧЕРТЕЖА И СПЕЦИФИКАЦИИ К НЕМУ
На рис. 25 представлен технический рисунок крана пробкового.Пример выполнения эскизов деталей, сборочного чертежа и спецификации данного изделия приведены на рис. 26 – 29. На сборочном чертеже кран изображается в открытом положении.
а |
б |
г |
в |
*Размеры для справок |
ШАРОВЫЕ КРАНЫ
Из современных кранов и вентилей большое распространение получили шаровые краны.
Ниже будут рассмотрены конструктивные особенности шарового крана (условный проход ½ дюйма, 20мм) и клапанного узла вентиля смесителя (буксы).
Шаровой кран (рис. 30) состоит из деталей: рис.31– штуцер, 32 – корпус, 33 – уплотнение шара, 34 – шар, 35 – втулка нажимная, 36 –вороток, 37 – шпиндель, 38 – уплотнение шпинделя, угол поворота шпинделя – 90°. Отверстие в запорной детали 1 (шаре) практически равно внутреннему диаметру подсоединяемых труб. Если обычно краны и вентили часто имели, так называемые муфтовые концы* (внутренняя трубная резьба), то у шарового крана (рис. 30) может быть только один конец муфтовый (G 1/2), второй конец с наружной резьбой (G1/2), что позволяет, например, подсоединять непосредственно к крану фитинги (угольники тройники и т.д.).
Вместо обычного «квадрата» на шпинделе 8, здесь – две лыски. У корпуса 2 и штуцера 1 – восьмигранники. Сальниковое устройство без набивки, а с фторопластовой втулкой 9. При этом нажимная втулка 5 затягивается окончательно (не подтягивается во время эксплуатации крана). Заметим, что втулка 5 вообще закрыта воротком 6.
Шаровые краны (рис. 30) могут иметь вороток (рис. 36) или ручку также из алюминиевого сплава, как и вороток. Возможно и применение ручки гнутой из стального листа.
В закрытом положении крана ручка (R≈85мм) перпендикулярна оси трубопровода. Если трубопровод близко от стены, то ручку просто переставляют на 180°.
Особенностью шаровых кранов является то, что кромка отверстия в шаре проходит через фторопластовое уплотнение, поэтому особое внимание уделяется их притуплению.
Шпиндель 6 имеет левую трапецеидальную резьбу (Tr8x1,5LH). Применение левой резьбы объясняется тем, что направление вращения маховиков (воротков, рукояток) при закрытии и открытии вентилей сохраняется как у обычных вентилей – закрытие по часовой стрелке, открытие в обратном направлении.
Вращение шпинделя осуществляется маховиком посредством треугольных шлицев.
При негерметичности вентиля обычно заменяют клапанный узел – буксу (рис. 39). Причинами негерметичности может быть слишком твердая резиновая прокладка 2. Процесс твердения резины идет постоянно и называется вулканизацией*, когда сырой каучук (натуральный, синтетический) превращается в резину при соединении его с серой. Серы в резине примерно 3%, при 34% серы получают пластмассу – эбонит*.
Негерметичности способствует и излишняя подвижность (качка) в соединении штуцера 3 (рис. 39) с клапаном 1 при помощи шестигранников и наклонное расположение вентиля. Из-за перекоса клапана в штуцере конец клапана (размеры Æ4,5 и 2,5мм) может упираться в корпус (рис. 40 левое изображение). Последнее ощущается по «металлическому контакту» и по образованию пятен контакта на клапане и седле корпуса. Здесь существенную роль играют размеры конуса клапана и глубина образовавшейся канавки у прокладки. При размерах конуса Æ4,5 – 2,5мм металлического контакта не происходит, а вот при размерах Æ5,5 – 2,8мм контакт был. Металлического контакта не происходит при отсутствии конуса Æ5,6 – 1,4мм (1,4 – высота цилиндра).
Клапанный узел вентиля смесителя (рис. 39), детали (рис. 40 – клапан, 41 – прокладка, 42 – штуцер, 43 – шпиндель) имеет ту особенность, что его шпиндель не перемещается в осевом направлении, угол поворота примерно 720° (2 оборота). Шпиндель 6 удерживается в штуцере* 3 упорной быстросъемной шайбой (ГОСТ 11648–75). Уплотнение в шпинделя а штуцере и штуцера в корпусе производится резиновыми кольцами 7, 4 круглого сечения (ГОСТ 9833–73), последние широко применяются в гидравлических и пневматических устройствах (кольца 0–Ring).
При металлическом контакте подтекание вентиля увеличением затяжки не устранить. Помогает переворот прокладки, а главное – уменьшение высоты конуса и (или) увеличение его угла.
Возможен и такой случай (при отсутствии фильтра) в прокладку или в седло внедряется твердая частица – окалина (ремонт трубопроводов чаще производят при помощи электросварки). Если повреждено седло клапана, тогда сменой буксы герметичность вентиля не восстановить. Необходима замена всего смесителя.
Приложением значительных усилий к маховику (рукоятке) герметичность также не восстановить.
Одним из дефектов букс может быть подтекание через резиновое кольцо 4 (рис. 39). Подтекание происходит при открытии любого из вентилей смесителя. В полостях за клапанами вентилей магистрального давления нет. А подтекание может быть связано с резиновым кольцом 4 (рис. 39), например, диаметр сечения кольца вместо 2мм – 1,8мм. Другой причиной может стать канавка штуцера 3. Устранить подтекание удается при помощи ленты ФУМ. Последнюю наматывают на кольцо и резьбу.
Конструкции букс и кранов обычно аналогичны представленным на рис. 30, 39. Однако, отдельные элементы могут конструктивно быть иными.
Так вместо двух лысок на шпинделе крана может быть обычный квадрат. Вместо резьбы G1/2 (d=20,955мм, Р=1,814мм) у буксы может быть использована мелкая метрическая резьба М18х1. При этом отсутствует канавка под резиновое кольцо, его просто нет. При этом длина резьбы – 12мм, при трубной резьбе – 4,5мм. Могут быть изменены размеры шестигранников, на штуцере вместо 17мм – 14 мм, а в шестигранном соединении шпинделя с клапаном вместо 10мм – 12мм. При этом клапан изготавливается из шестигранника (рис. 40 правое изображение – вариант).